Автоновости: Московские власти скопировали американскую модель для бизнеса такси, но с ошибками

Поделиться

Поделиться




Московские власти скопировали американскую модель для бизнеса такси, но с ошибкамиЭксперты Российско-Американской Академии Бизнеса Такси оценили нововведения на московском рынке. Правительство Москвы хочет разделить все такси города на «эконом» и «премиальные». Отнеся к классу «эконом» такси, которые могут подбирать людей «с бордюра» и отрегулировав для них тарифы. К премиальным такси, похоже, будут отнесены те, которые вызываются по телефону и это уже будут машины более высокого класса. Эксперты считают, что такой подход копирует Нью-Йоркскую модель регулирования бизнеса такси, но как всегда в российском варианте есть существенные недоработки. Михаил Овчинников, президент Клуба Миллионеров Такси Америки, создатель проекта TaxiBusinessAdvise (Нью-Йорк).

- Оцените ту концепцию, которую предлагают московские власти. Похожа ли она на американскую модель?
- Похоже, что московские власти полностью скопировали модель Нью-Йорского такси, которая действует еще с 1937 года, но забыли о самом главном. В Нью-Йорке четко разделены перевозки по заказу, когда клиент звонит по телефону и заказывает такси и перевозки «от бордюра», когда человек может поймать такси на улице. И знаменитые нью-йоркские желтые такси это именно те, кто возит тех, кто ловит такси на улице. Но московские власти так и не дали сегодня четкого разделения между такси, которое заказывается по телефону и такси, которое останавливается на улице. По московской концепции получается, что по телефону можно заказать только супердорогое такси. А это неправильно.

В Нью-Йорке существует четкое разделение. Такси, которое можно ловить на улице желтого цвета, с шашечками и со специальным медальоном – разрешением на перевозки. При этом медальон может быть выдан как на компанию, так и водителю. Стоимость медальонов для компаний достигает миллиона долларов. Поскольку существуют квоты на количество желтых такси. Соответственно, московской концепции, при всей ее похожести на Нью-Йорк не хватает нескольких очень важных вещей, без которых на рынке будет твориться хаос и сумятица.

Во-первых, это четкое разделение на такси, которые вызывают по телефону и такси, которые можно поймать на улице. И они не должны смешиваться и пересекаться. То есть люди должны понимать, что если такси желтое, например ну или зеленое, неважно, значит, его можно остановить на улице и точно знать, сколько стоит поездка и на стекле у такого такси написаны тарифы.

Во-вторых, в московской концепции не учтено квотирование такси, должно быть определенное количество таких машин в городе. Будет мало – плохо и много тоже плохо, потому что, по сути, такое городское такси должно заменить общественный транспорт многим, но не создавать транспортных проблем.

В-третьих, для такси, которые работают «от бордюра» должны работать специальные стоянки и их должно быть достаточно много. Кстати, на таких стоянках можно легко заметить «бомбилу», если учесть, что все официальные такси должны быть определенного цвета. Но такая концепция совершенно не спасает от нелегальных такси, которые не платят налоги и работают по вызовам с телефонов. Так что без проверок властям в любом случае не обойтись.

Глеб Тихомиров, президент Российско-Американской Академии Бизнеса Такси:
- Как повлияют на московский рынок такси планы по дополнительному регулированию и разделению служба такси на премиальный и эконом сегмент? - Рынок лучше всего регулируется самостоятельно, без жесткой регламентации со стороны государства. Но есть мотив, который может оправдать такую политику. От неясности ценовой политики чаще всего страдают туристы, которые садятся в такси в аэропорту и на вокзале, переплачивая за поездку в разы. Конечно же, пассажиру комфортнее знать тарифы и понимать, что его не обманут и повезут по той цене, которая оправдана. С другой стороны, у таксистов и у «бомбил» всегда было множество приемов, как повысить цены на проезд (провезти дальним маршрутом, взять деньги за ожидание или пробки, да и просто не найти сдачи с крупной купюры). Так что обход фиксированным тарифам всегда можно найти.

Регулирование Московского рынка такси повредит городскому бизнесу и не даст того эффекта, который ожидается. Неправильные расчеты тарифов могут привести к тому, что водителю будет невыгодно брать того или иного пассажира. Например, поездка от дома до дома в пределах квартала с учетом ожидания клиента за условные 100 рублей будет просто за пределами рентабельности.

То есть пассажир рискует не уехать по тем тарифам, которые есть. Тот закон о такси, который существует должен заработать, а пока он не работает, более тонкие настройки не нужны. Добавлять регулирование излишне. Скорее всего, существует какое-то мощное лобби, которое продвигает такие законы. В результате большинство пассажиров не смогут пользоваться такси по заказу, поскольку для них останутся только автомобили бизнес-класса. Пенсионеры и инвалиды уже точно не смогут пользоваться такими услугами. А ловить «от бордюра» эконом-такси они зачастую не могут.

С точки зрения бизнеса сохранить парк автомобилей смогут не все. Учитывая требования к маркам и моделям машин, то не все сумеют быстро продать свои авто и купить новые, удовлетворяющие требованиям закона. Так что части компаний в Москве придется очень нелегко, учитывая, что такси это все же малый и средний бизнес. Для тех компаний, у которых есть достаточное финансирование, это довольно выгодно. А вообще эти меры не ведут к улучшениям ни для бизнеса, ни для пассажиров.

- Говорят, что будет существовать центральная диспетчерская, которая будет распределять заказы на такси эконом?
- То, что власти планируют сделать единую диспетчерскую для «эконом» такси все же говорит о том, что теоретически будет возможность заказать дешевое такси по телефону. Но в самом принципе единой диспетчерской есть большая коррупционная составляющая. Вы же понимаете, что все захотят оказаться там, где распределяются заказы.

- Что будет выгоднее, вести бизнес в премиальном или в эконом сегменте?
- Кто как позиционируется. Тем, кто позиционируется как эконом такси – это просто смерть. Тем, кто позиционируется как элитное такси, им это будет достаточно выгодно. Те, кто совмещает работу и в премиальном и в эконом сегменте, также понесут убытки.

- В Москве говорят о налоговых льготах для такси, которые будут работать по фиксированным тарифам, правильно ли это?
- По планам Правительства Москвы те такси, которые будут работать по льготным тарифам, получат налоговые льготы. Возможно, именно этой мерой как раз и надо ограничиться. Рекомендовать цены, цвета, марки машин и тем, кто все это соблюдает давать налоговые льготы, давать льготные стоянки, выделять полосы для движения общественного транспорта. А остальные пусть сами решают, как вести им бизнес. И если они окажутся в невыгодной экономической ситуации, то они сами перейдут на тарифы, рекомендованные тем или иным городом.

- Московские власти заявляют, что эти меры помогут избавиться от «бомбил». Так ли это?
- Проблема в том, что те, кто готов возить по нормальным тарифам, не могут порой даже подъехать к стоянкам, поскольку там до сих пор полно нелегальных такси и «бомбил». Какие бы тарифы не вводились, очистить рынок от бомбил может помочь только реальная работа, контрольные закупки и проверки на дорогах. Те, кто поверил в регулирование рынка и работают «по-белому» пока что остаются в убытке. Опыт Москвы очень часто бездумно переходит и на регионы и вполне вероятно, что и в этот раз получится точно так же.