Экономика: Рынок авиализинга — 2015: год будет трудным и интересным

Поделиться

Поделиться




Общая сложная ситуация в экономике и на рынке лизинга в целом, особенно характерная для 3 – 4 кварталов 2014 года, отразилась и на авиализинге. В общей структуре рынка сегмент авиализинга по итогам 9 мес. 2014 г. сократился до 10,1%, тогда как за аналогичный период 2013 г. этот показатель вырос на 15,8%. Произошло также общее сокращение объема сегмента авиатранспорта по сумме новых договоров за 9 мес. 2014 на 48,5%, и его доля в лизинговом портфеле составила 17,4%. В наступившем году не ожидается прироста объемов рынка авиализинга, даже несмотря на то, что есть потенциал реализации сделок, заключенных в предыдущие несколько лет. Клиенты активно пересматривают принятие законтрактованных ранее воздушных судов. При этом доля авиационного лизинга в портфеле ЗАО «Сбербанк Лизинг» по итогам 2014 года немного возросла. Компания реализовала ряд крупных сделок, в том числе заключила договор финансового лизинга на 10 воздушных судов Sukhoi Superjet 100.

Авиакомпании уже передано 6 лайнеров, поставки планируется завершить в апреле 2015 года. В каталожных ценах стоимость проекта составляет 354 млн. USD. Крупнейшим лизингополучателем по итогам 2014 года является Группа «Аэрофлот», которая получила 44 новых самолета, 21 из которых были получены в операционный лизинг от международных компаний, оставшиеся 23 ВС (6 Boeing 777-300ER, 12 SSJ-100 и 5 Boeing 737-800) профинансировали российские лизингодатели.

Российский авиарынок следует тенденциям последних двух лет: доля иностранных лизинговых компаний на рынке велика, но сокращается по мере реализации ряда крупных проектов, финансируемых российскими компаниями (доля российских компаний на рынке авиализинга составляет в настоящее время около 35%.). Крупнейшие проекты – поставки SSJ-100, Boeing 777 и Boeing 737NG для ОАО «Аэрофлот».

Текущая книга заказов ВС по России составляет свыше 690 самолетов. Заказы на 4 года вперед формируются преимущественно иностранным флотом, в то время как более поздние заказы практически полностью состоят из самолетов российских производителей. За 2014 г. было поставлено 75 новых самолетов, включая 7 самолетов малой авиации. Сравнивая с 2013 годом, нужно отметить, что количество оставленных самолетов осталось примерно на том же уровне, но доля малой авиации существенно упала. В 2013 году было поставлено 29 самолетов малой авиации.

Наибольшую долю в поставленных по лизинговой схеме ВС (31%) занимают суда в возрасте от 13 до 19 лет. 30% составляют самолеты в возрасте 0-6 лет. На самолеты со сроком службы от 7 до 12 лет приходится 22%. Самолеты, находящиеся в эксплуатации более 19 лет, составляют 17%. Комментируя текущую ситуацию на рынке авиализинга, директор Управления по развитию международного бизнеса ЗАО «Сбербанк Лизинг» Павел Пискун отмечает, что 2015 г. будет складываться для авиализинга очень непросто. Данный сегмент исторически базируется на долларовом финансировании, поэтому российские лизингодатели будут испытывать сложности с привлечением валютных кредитов по причине введенных против ключевых российских банков санкций.

Вместе с тем, дальнейшее развитие получит лизинг самолетов отечественного производства, возможны также сделки в отличных от доллара валютах, например – юанях. Существенного внимания потребуют действующие лизинговые портфели, в связи с резкими изменениями курсов иностранных валют в конце 2014 г. и ухудшением вследствие этого финансового состояния авиакомпаний. Год будет трудным, но интересным, подчеркивает Павел Пискун. Будут востребованы смелые решения и нестандартные ходы.