Экономика: Арктика — территория мирного сотрудничества и устойчивого развития

Поделиться

Поделиться




Артур Чилингаров: «В Арктике нет проблем, которые не могли бы решаться на основе взаимопонимания и конструктивного диалога». Арктика — территория мирного сотрудничества и устойчивого развития. Достигнутый уровень международного сотрудничества в Арктике без преувеличения можно назвать образцом добрососедской, стабильной и предсказуемой политики. Мы твердо исходим из того, что в Арктике нет проблем, которые не могли бы решаться на основе взаимопонимания и конструктивного диалога. В Арктике нет проблем, требующих военных решений. Артур Чилингаров, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике. Совсем недавно, при поддержке Университета Арктики, Университета Аляски Фэрбанкс и Дартмутского колледжа, в Вашингтоне прошла встреча группы 45 международных экспертов, правительственных чиновников и представителей ведущих неправительственных организаций.

В ходе обсуждения текущей геополитической ситуации все они единогласно пришли к выводу, что Арктика должна и может оставаться территорией мирного сотрудничества, научных исследований и устойчивого развития.

Очевидно, что текущая непростая геополитическая обстановка не должна касаться международного сотрудничества в Арктике. Изменение климата, экологические опасности, перспективы расширения торговых путей, освоение богатых энергетических и природных ресурсов Арктики, необходимость совершенствования морской инфраструктуры и безопасность судоходства — все эти вопросы требуют совместного участия всех арктических государств.

Участники февральской встречи согласились с тем, что Арктический совет и Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS) являются основными механизмами, способными гарантировать достижения консенсуса по Арктике. Именно поэтому одной из главных задач Арктического совета, председателем которого с апреля 2015 года стали США, является направление полилога в сторону сотрудничества, взаимодействия и транспарентности в Арктике.

Программа Арктического совета под председательством США включает в себя следующие приоритетные направления: безопасность и сохранность Северного Ледовитого океана, совершенствование экономических процессов и условий для жизни, а также преодоление последствий климатических изменений в регионе. Эти цели и задачи было поддержаны всеми участниками Арктического совета; особенное внимание было решено уделить последствиям изменения климата, среди которых утеря морских льдов, повышение уровня моря и оттаивание вечной мерзлоты.

Не менее важно и обсуждение действий по ограничению загрязнения черным углеродом, улучшению качества воздуха в Арктике. Кроме того, Арктический совет уверен в необходимости продолжать исследования и развивать программы, направленные на оздоровление арктической экосистемы, контролировать соблюдние Полярного кодекса и повысить уровень безопасности судоходства на Северном полюсе.

Февральской встрече предшествовало предварительное заседание 16 октября 2014 года, на котором обсуждались актуальные проблемы Арктики, и были намечены некоторые задачи и цели Арктического совета. Некоторые из них уже включены в программу работы на ближайшее будущее — их мы перечислили выше. Ниже расскажем обо всех дополнительных рекомендациях, адресованных США как председателю Арктического совета.

Геополитика: Отказ США ратифицировать UNCLOS приведет к ослаблению голоса Америки в Арктическом совете. Ратификация укрепит позиции США в совете и подчеркнет приверженность государства идее мирного освоения Арктики. Арктический совет должен обеспечить регулярные внеполитические консилиумы, учитывая неопределенность международной обстановки. Кроме этого, Арктическим советом должен быть создан специальный многофункциональный центр для обнаружения разливов нефти и ликвидации последствий. Не стоит также забывать о том, что разработка многостороннего взаимодействия в Арктике имеет важнейшее значение.

Встречи министров обороны во время заседаний Арктического совета в настоящее время приостановлены. Они должны быть возобновлены при первой возможности. Отметим также, что встречи руководителей Береговой охраны на профильном форуме должны продолжаться вне зависимости от внешних факторов. Это два условия, которые имеют непосредственное отношение к проблеме безопасности морской деятельности в Арктике.

Коммуникации, связанные с обеспечением безопасности, следует усовершенствовать и стандартизировать. Что поможет предотвратить недоразумения, которые могут возникнуть в период чрезвычайных ситуаций. Навигационные карты Северного Ледовитого океана остаются неудовлетворительными, поэтому международное сотрудничество в картографии и обмен информацией в этой сфере крайне необходимы.

Управление Арктическим советом: Соединенные Штаты должны активно поощрять деятельность Арктического совета, следить за его численностью, ролью стран-участниц и стран-наблюдателей. Одна из целей заключается в необходимости увеличения взносов государств-наблюдателей рабочим группам Арктического совета. Эти средства должны направляться на проведение научных исследований и уплаты налогов.

Вторая цель заключается в улучшении механизма управления Арктическим советом. Следует провести исследование для определения эффективности рабочих групп Арктического совета. Являются ли их рекомендации достаточно конкретными? Релевантны ли эти рекомендации? Следуют ли им участники Совета? Эффективно ли взаимодействуют рабочие группы с международными организациями в изучении тех или иных вопросов, используют ли результаты их работы?

Арктический совет должен определять приоритеты для научных исследований и выступать в роли руководителя и советника для других научных организаций, которые осуществляют исследования более общих вопросов, таких, как глобальное изменение климата и повышение уровня моря.

Отношения между Арктическим экономическим советом и Арктическим советом требуют большей четкости и могут быть улучшены с помощью введения наблюдателей. Арктическому экономическому совету рекомендуется расширить свою сферу деятельности: не следует зацикливаться на крупных промышленных, энергетических проектах и добыче полезных ископаемых, но заняться также созданием дополнительных рабочих мест и сообщества устойчивого развития в Арктике.

Важное внимание следует уделить созданию целевой группы по коммуникациям, совершенствованию обмена информацией среди государств-членов Арктического совета и наблюдателей об инфраструктуре, морском праве, управлении разливами нефти и нефтепродуктов, предотвращении аварий.

Экономическое и социальное благополучие: Продолжение разработок, связанных с возобновляемыми источниками энергии, предназначенными для использования в местных условиях жизни, должно стать приоритетом энергетической политики США в Арктике.

Арктический совет и Арктический экономический совет должны определить приоритеты исследований, поддерживать стратегию диверсификации местной экономики и обеспечить стабильность. Также эти организации должны служить площадкой для разработки и внедрения основ корпоративной социальной ответственности, включая устойчивые нормы деловой практики, опираясь при этом на ключевые международные принципы, такие как Глобальный договор ООН.

Участникам Арктического совета должны рассматривать проблемы здоровья и продовольственной безопасности как взаимосвязанные проблемы. Отсутствие инфраструктуры по-прежнему остается главной проблемой безопасности Арктического судоходства и развития нефте- и газодобывающей отрасли. Поощрение усилий по поиску методов решения этого вопроса остается одной из важнейших задач для рабочих групп Арктического совета и Международной морской организации.

Образование, научная политика и дипломатия: Министры науки стран — членов Арктического Совета и стран-наблюдателей должны встречаться с общественными, некоммерческими организациями и прочими учреждениями для оценки потенциала, устойчивости и адекватности существующих сетей наблюдения и программ по созданию систем раннего предупреждения об изменениях окружающей среды.

До тех пор, пока действует существующий план управления, необходимо Международное соглашение о запрете коммерческого рыболовства в Северном Ледовитом океане. Рабочие группы Арктического совета должны содействовать управлению всеми природными ресурсами Арктики в научных целях.

Арктический совет и его участники должны способствовать привлечению студентов, ученых и молодых специалистов, занятых в сфере арктических исследований и политики. Университет Арктики, Арктическая программа Фулбрайта и региональные усилия имеют важное значение для содействия арктической осведомленности и повышения уровня научной грамотности. Применение и приобретение традиционных местных знаний и их использование в исследованиях и разработках Арктического совета также являются немаловажными условиями успешной деятельности рабочих групп.

Арктический совет должен продолжать поддержку исследований, имеющих особое значение в решении проблем, специфичных для Арктики. Особое внимание должно быть уделено включению социальных наук, искусства, гуманитарных наук и традиционных местных знаний в программы научных исследований.