Экономика: «Детский мир» стал ближе к покупателям

Поделиться

Поделиться




Сокращение доходов населения, вызванное текущей экономической ситуацией, меняет структуру потребления: россияне стали активно экономить. На этом фоне резко возросла доля гипермаркетов – до 36% (увеличилась на 7% процентных пунктов по сравнению с прошлым годом). Доля специализированной торговли сокращается главным образом потому, что новые специализированные магазины перестают открываться, а многие из уже существующих закрываются. В этой ситуации одной из очевидных тенденций рынка, набирающей обороты стало активное развитие интернет-торговли. По сравнению с 2013 годом интернет-канал вырос на 50% и составил 7,6%. То есть покупатель переходит в гипермаркеты и интернет-магазины — каналы продаж, в которых можно экономить. Принимая во внимание данную ситуацию, ГК «Детский Мир» уже внес коррективы в свою бизнес-модель. Запустив в июне этого года проект «Инстор пикап» по всем своим магазинам оффлайн.

Сеть смогла решить самую главную проблему российской интернет-торговли – оптимизировать логистику доставки товара, заказываемого онлайн на сайте интернет-магазина. «Теперь мы можем выдавать заказы, которые сделаны в интернет-магазине во всех наших оффлайн магазинах по всей сети, говорит Алексей Воскобойник. – Мы осуществляем доставку, используя ERP-систему со склада магазина. То есть теперь, минуя все логистическое плечо до любого города, в котором у нас есть магазин, мы доставляем товар курьером со склада в магазине».

Эксперт считает, что введение данной функции позволит в этом году, также как и в прошлом, удвоить выручку интернет-канала сети. Она должна составить более 1 млрд. рублей. Этому также должно способствовать открытие логистического центра площадью в 70 тыс. кв. м в Подмосковье, в Бекасово. По словам Алексея Воскобойника, собственный склад не только позволит сократить логистические расходы и повысить централизацию, но и поможет сети поддержать уровень маржинальности и прибыльности на фоне роста закупочных цен.

Поддержка лояльных клиентов – еще одна задача, которую сеть успешно решает. Сейчас в компании идет пилотный проект по внедрению CRM-системы, до конца года будет принято решение о его тиражировании. «У нас по России самая большая программа лояльности в нашем сегменте, количество лояльных клиентов – более 7,5 млн. человек. Поэтому внедрение CRM и увеличение отклика на нашу коммуникацию может нас существенно поддержать», — говорит эксперт.

В первом полугодии выручка ГК «Детский мир» выросла на 36,6% до 24,7 млрд. рублей по сравнению с 1 полугодием 2014 года. В прошлом году было открыто 56 магазинов, в 2015 сеть собирается открыть 100. По словам Алексея Воскобойника, из них открыто уже 48 магазинов, до конца года ожидается открытие еще 52 магазинов. Остальные проекты сети направлены на развитие возможности поддерживать работу порядка 600 магазинов – это тот потенциал, который обозначил для себя лидер рынка.

Основные вызовы и проблемы рынка: Говоря об условиях, в которых приходится работать предприятиям индустрии детских товаров, Алексей Воскобойник выделил основные факторы, которые оказывают давление на всех участников рынка. Сложная макроэкономическая ситуация в стране, спад потребления и рост курса рубля, давление себестоимости без возможности снижения расходов как на аренду, так и на персонал давят на уровень маржинальности и доходности компании, которые становиться все сложнее поддерживать. В качестве решения эксперт рекомендует сместить акцент в управлении на проекты по операционному улучшению.

На ведение бизнеса оказывают влияние и повышение финансовой нагрузки на сектор. По мнению Алексея Воскобойника, для данной отрасли налоговое регулирование могло бы быть и проще. Кроме того, на всех игроков рынка перекладываются последствия наличия в стране серого импорта: контрафакт, низкие цены, отсутствие налогов в бюджет. По разным оценкам он составляет сейчас 15-20%.

Существует угроза и со стороны вышедших на российский рынок иностранных интернет-магазинов JD.com и AliExpress. Их огромные финансовые возможности по продвижению и потенциал развития может позволить им занять довольно большой сегмент отечественного рынка за очень короткое время.

Отметил эксперт и недостатки локализации производства. «В ассортименте «Детского Мира» 75% импортного товара. Мы работаем над тем, чтобы замещать импортный товар отечественным, есть несколько глобальных проектов с российскими производителями детской одежды и обуви. Мы открыты для поставщиков, которые готовы поддержать наши объемы и заместить выпуск какого-либо товара, и ждем предложений», — заключил заместитель генерального директора по стратегии и аналитике ГК «Детский Мир» Алексей Воскобойник.

Для стимулирования отечественных производителей детских товаров Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уже реализует ряд мер, направленных как на развитие инновационного потенциала российских производителей, так и на продвижение российских товаров и услуг индустрии детских товаров на российские и зарубежные рынки. Мероприятия, реализуемые в рамках Стратегии развития индустрии детских товаров, направлены на создание условий для увеличения доли российских товаров для детей на внутреннем рынке, а также повышение доступности, безопасности и качества товаров для детей.

ПОДВЕРСТКА: В 2014 г. оборот интернет-торговли в Рунете составил более 653 млрд. рублей. За последние 5 лет рост e-commerce в России составил порядка 42,5% — согласно данным, предоставленным J’son & Partners Consulting. На сегодняшний день сектор российского рынка e-commerce представлен более чем 40 000 организаций.

Ожидаемый ежегодный рост в 2015-2018 гг. составит около 7%, такое резкое снижение роста (больше, чем в 6 раз) эксперты связывают, прежде всего, с неоднозначной макроэкономической ситуацией на рынке. Плавное улучшение динамики и ускорение роста сегмента интернет-торговли ожидается в 2016-2017 гг.