Экономика: К концу года продажи одежды и обуви могут сократиться до 20%

Поделиться

Поделиться




По итогам трех кварталов эксперты делают неутешительные прогнозы относительно российского фэшн-рынка. Насколько остро ритейлеры модной розницы ощущают этот кризис? Как работать в новой экономической реальности? Ключевым фактором, оказавшим влияние на состояние отечественного fashion ритейла в 2014-15 годах, стал рост инфляции и падение курса национальной валюты. Наиболее незащищенной оказалась розничная торговля, ориентированная на импорт. Комментирует ситуацию эксперт fashion рынка Генеральный директор ICONS Consulting Татьяна Токарева (С.-Петербург). «Последние год-полтора на фоне прогрессирующей инфляции и падения среднего чека магазины Fashion retail регистрируют сокращение объемов продаж. Еще в 2014 году была зафиксирована негативная динамика товарооборотов, — тогда она составила минус 8% в рублях. Предварительные итоги трех кварталов 2015 с большой вероятностью прогнозируют дальнейшее падение fashion рынка. К концу года продажи одежды и обуви могут сократиться до 20%».

Снижение объема рынка 2015 до уровня 2011-2012 годов в рублевом выражении прогнозируют в FC Group. «На этом фоне, — считает генеральный директор FCG Анна Лебсак-Клейманс, — происходит передел «территорий» и долей рынка между лидерами. Продолжается отток покупателей среднего класса в более экономичные ценовые сегменты. За счет этого в относительных показателях ожидается рост доли бюджетного сегмента до 9%».

Специалисты различают две бизнес-стратегии в кризисный период: «консервативная» — через сокращение активности на рынке, и с минимальными потерями дождаться лучших времен. И «агрессивная» — через массированную активизацию деятельности и увеличение доли на рынке.

Одни российские операторы в период кризиса остановили рост, но не сократили количество магазинов (Befree, O’stin, Baon, Love Republic, Modis, Спортмастер, Sela). Другие сократили площади магазинов или заявили о возможных перспективах сокращения (Oodji, Incity, Vis-a-Vis, Savage). Международные бренды ведут себя более уверенно. Большинство из них показали положительную динамику, расширяя географию, либо сохраняя стабильные показатели торговых площадей (Zara, H&M, Mango, Uniqlo).

Вместе с тем импорт одежды и обуви в Россию, согласно прогнозу FCG, к концу 2015 г. сократится на 30% в рублях и до 40% в инвалюте. Такая динамика уже зафиксирована Федеральной таможенной службой по итогам первого квартала. Антикризисные проекты для fashion розницы еще никогда не были настолько актуальны, как сегодня.  Именно этот факт заставляет многих операторов fashion рынка обратиться к услугам консалтинговых компаний.

«Мы учим персонал продавать так, что бы клиент вернулся еще не раз, и был доволен покупкой, — рассказывает о деятельности ICONS Consulting Токарева Татьяна. В отличие от стандартных схем обучения персонала, мы делаем упор на специфике товара, коллекциях привезенных в магазин. В среднем после такой комплексной работы с персоналом продажи основных товаров вырастают до 20-25%, а сопутствующих товаров и аксессуаров до 35%. Мы так же помогаем разрабатывать программы маркетинговых и PR мероприятий для наших клиентов — от согласования концепции и коммуникационной стратегии до практической работы».

В сложные экономические времена консалтинг, как способ поддержания сервиса, становится неотъемлемой частью работы фэшн-ритейлеров. Ведь кризис имеет способность повторяться и текущий – точно не последний. Да и конкурентная борьба на рынке продолжается и нужно быть готовыми к тому, чтобы мы управляли кризисом, а не он нами.