Поиск

Нефтепровод Бургас — Александруполис может быть построен без участия Болгарии

459 0

Нефтепровод Бургас — Александруполис может быть построен без участия БолгарииРоссия считает оскорбительной позицию Болгарии по проекту нефтепровода Бургас — Александруполис: она не финансирует проект, но не выходит из него. «Транснефть» готова проложить трубу в обход Болгарии. Источники говорят, что болгары действуют в интересах США, которые торпедируют конкурента своему проекту канала, параллельного Босфору. Нефтепровод Бургас — Александруполис может быть построен без участия Болгарии. Об этом заявил в пятницу глава «Транснефти» Николай Токарев. Недавно Болгария в третий раз отклонила материалы по оценке воздействия проекта на окружающую среду и уже много месяцев не финансирует его: в конце июня долг болгарской стороны составлял около 7,5 млн евро.

«Я расцениваю это как оскорбление нашей позиции, — заявил Токарев. — Так партнеры не поступают, мы не можем до бесконечности финансировать этот проект». По словам топ-менеджера, в ближайшее время будет поставлен вопрос о целесообразности дальнейшего сотрудничества с болгарской стороной.
Но полностью выходить из проекта Россия не намерена, отметил министр энергетики Сергей Шматко. Рассматривается возможность прокладки трубы в обход Болгарии, пояснил Токарев. «Есть разные варианты, предложения», — сказал глава «Транснефти», не сообщив подробности.

Альтернативой Болгарии могла бы стать Румыния, но это тоже далеко не лучший вариант, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Во-первых, это увеличит стоимость проекта, так как вырастет длина маршрута (сейчас инвестпрограмма оценивается в $1—1,5 млрд), — указывает Танкаев. — Во-вторых, отношения с Румынией у России сейчас довольно натянутые, и неизвестно, будет ли проще с румынами, чем с болгарами».

Болгария начала тянуть время с лета прошлого года, когда премьер-министром в этой стране стал Бойко Борисов. Он заявил, что у Болгарии нет средств на участие в строительстве нефтепровода и она намерена выйти из проекта. Но страна так это и не сделала. В июне болгарское министерство по охране окружающей среды в очередной раз отклонило экологические материалы по проекту, заявив, что в отчете недостаточно информации о вариантах разгрузки танкеров в порту. Болгарская сторона дала срок до 23 августа — если к этому времени проект не будет доработан так, чтобы отвечать всем экологическим требованиям, министерство обещает остановить его.

В феврале российское Минэнерго заявляло, что Россия может перевести Бургас — Александруполис в «спящий режим» (штат предполагалось сократить до офиса из трех человек). В марте «Транснефть» говорила о готовности выкупить долю Болгарии в проекте. Токарев в пятницу заявил, что «Транснефть» устроил бы любой ответ Болгарии по проекту — положительный или отрицательный, лишь бы он был окончательным. Эксперты неоднократно отмечали, что болгары тянут время лишь для того, чтобы избежать выплаты неустойки, которую придется платить в том случае, если она выйдет из соглашения. «Поэтому болгары пытаются добиться того, чтобы из проекта первой вышла Россия», — пояснил «Газете.Ru» источник, близкий к переговорам.

В действительности, по словам источника, проект был бы экономически выгодным для Болгарии (доходы от транзита нефти — сотни миллионов долларов. — «Газета.Ru»). «Бургас — Александруполис торпедируют не столько болгары, сколько американцы при помощи болгарских властей, — говорит источник. — В преддверии выборов в Болгарии Америка поддерживает Бойко Борисова».

По словам собеседника «Газеты.Ru» США планируют строительство канала, параллельного проливу Босфор. Стоимость проекта — около $20 млрд. «Для того чтобы проект окупился, необходимо направить через канал грузопоток, в первую очередь углеводороды, — рассказывает источник. — Но если нефть можно будет транспортировать по трубе, то канал будет не нужен».

Комментарии
comments powered by HyperComments