Новости: Тормоз для госуслуг

Поделиться

Поделиться




ПФР столкнулась с неожиданными трудностями при реализации проекта разработки ИТ-системы нового поколения АИС ПФР-2. В ФАС поступила жалоба от сторонней организации, посчитавшей требования заказчика к объекту закупки ненадлежащими и субъективными из-за чего подведение итогов конкурса на создание системы отложено на месяц. Претензии сторонней организации помимо прочего касались пожеланий заказчика видеть в готовом продукте цвета, которые бы «согласовывались между собой», а в текстах — знакомые пользователям термины. По непонятным причинам ФАС согласилась с требованиями сторонней организации, отметив, что они частично обоснованы, и перенесла тендер на создание АИС ПФР-2. От стабильной работы информационных систем ПФР напрямую зависит развитие ведомства в части оказания государственных услуг населению.

На данный момент система нуждается в оптимизации, т.к. разнообразие ПО затрудняет системное администрирование, а объема и мощности серверов становится недостаточно для обслуживания более 110 тыс. внутренних пользователей, отмечает информационно-аналитический портал «Российский пенсионер». Посещаемость сайта ПФР самая высокая по госведомствам – только за два первых месяца этого года сайт посетили более 2,5 млн человек.

Объем обрабатываемых данных в сутки по состоянию на конец 2014 года составлял в среднем 120 ГБ. 247,5 ТБ составляет суммарный объем баз данных. Каждый год объем хранимой информации увеличивается на 2,7 ТБ. Парк оборудования – более 10 тысяч серверов разных производителей и платформ. В ПФР централизованно поддерживается работа нескольких десятков приложений, в региональных отделениях фонда в инициативном порядке создано несколько сотен приложений.

АИС ПФР первого поколения была спроектирована почти 10 лет назад. На тот момент система отвечала всем требованиям, однако потребности в качестве работы ведомства и оказываемых им госуслуг за последнее десятилетие значительно выросли. К примеру, Федеральная налоговая служба уже выпустила в тестовую среду свою новую АИС «Налог-3», который позволит улучшить качество работы ведомства. С помощью создания федерального ЦОД и внедрения «Налог-3» ФНС сможет существенно сократить сроки предоставления услуг и развивать электронные сервисы.

Все подразделения службы фактически станут частью единой системы, что приведет к отмене налоговой «прописки». Граждане смогут получать услуги в любой инспекции. Создание АИС ПФР-2 также призвано оптимизировать работу ПФР и решить затруднения, которые существуют в данный момент. Ведомство намерено построить отказоустойчивый ЦОД из двух удаленных друг от друга площадок и создать третью площадку для обеспечения устойчивости работы системы в случае выхода из строя основного ЦОДа.

Кроме строительства ЦОД, будут доработаны и составляющие системы. До конца 2017 года планируется создать 4 базовых выпуска АИС, в их состав войдут 25 функциональных, инфраструктурных и обеспечивающих подсистем. Основной массив работ запланировано завершить к 2017 году. За решение данной задачи готовы взяться крупнейшие системные интеграторы России, которые подали свои заявки для участия в тендере.

Однако жалобы сторонних организаций задерживают создание системы, которая выведет государственные услуги ПФР на принципиально новый уровень, а также обеспечит стабильную работу всего ведомства. Например, по оценке Федеральной налоговой службы реализация ее новых ИТ-проектов на данный момент уже позволила повысить эффективность налогового контроля при сокращении персонала службы на 15%.

«Налог-3» до конца 2015 года будет работать в тестовом режиме. Запуск системы в эксплуатацию позволит решить существенные проблемы в работе ФНС. В частности, будет устранено существующее на данный момент дублирование информации, уменьшится время выполнения запросов, усилится контроль над налогоплательщиками и работой сотрудников ФНС, увеличится количество выявленных случаев мошенничества и уклонения от уплаты налогов.

Фонд социального страхования также реализует новые ИТ-проекты. В данный момент идет работа над созданием системы «Электронный листок нетрудоспособности», призванной полностью автоматизировать процесс оформления больничного — в России ежегодно выписывается около 40 млн больничных. Второй проект — «Прямые выплаты» — должен изменить схему оплаты пособий и больничных. Граждане будут получать деньги напрямую из ФСС, что обезопасит их от банкротства работодателя.

Работа ПФР затрагивает 150 млн человек – именно столько индивидуальных счетов в базе данных фонда. Ежегодно ПФР назначает более 2,7 млн пенсий, несколько раз в год их размер пересчитывается, также производится ежегодный перерасчет 14 млн пенсий для работающих пенсионеров и 20 млн социальных ежемесячных выплат федеральным льготникам. ПФР является крупнейшим поставщиком информации другим госведомствам. Очевидно, что эффективность его работы, напрямую связанная с развитием ИТ-систем, не должна зависеть от странных претензий третьих лиц и организаций.