Поиск

Пять древнейших сохранившихся домов столицы

622 0

Пять древнейших сохранившихся домов столицыИзвестно, что первый каменный дом в Москве появился в 1450 году. Его построил для себя подле Успенского собора митрополит Иона. Спустя 20 лет каменными палатами обзавелся купец по прозванию Тарокан (как заметил краевед Рахматуллин, по Далю таракан — первый жилец в доме, к достатку). Вскоре капитально обстраиваться начали и прочие боярские дворы в Кремле и Китай-городе, но Великий князь довольствовался деревянными хоромами до самого конца 15 столетия. Относительно массовое строительство каменных палат в богатых городских усадьбах началось только во второй половине XVII века. Предлагаем вниманию почтенной публики пятерку древнейших сохранившихся домов столицы.

1. Погреб на Казенном дворе

До недавнего времени старейшей гражданской постройкой Москвы считалась Грановитая палата Кремля. Теперь у нас есть другой рекордсмен — так называемая Подземная палата Казенного двора. С XIV века подклет Благовещенского собора служил княжеской сокровищницей, но со временем казне стало тесно в его стенах. В 1485 году к востоку от храма был основан вместительный, огороженный высокой стеною Казенный двор, где от огня и «воровского пришествия» береглись драгоценности, диковины, княжеские наряды и особо почитаемые святыни.

В XVIII веке все постройки Двора были снесены, но в конце XIX века случайно обнаружился замурованный и забытый подвал у юго-западного угла Архангельского собора. Удивительным образом эта древняя постройка не попала в поле зрения советских исследователей. Возможно, потому что с 1929 года в подвале складировались останки московских княгинь и царевен, от Евдокии Московской до Натальи Нарышкиной. Именно складировались — 40 тонн каменных саркофагов были перетащены сюда музейными работниками в дни разрушения кремлевского Вознесенского монастыря. Побитые крышки, кучи костей по углам — вероятно, и в ХХ веке понимали, что такое лучше никому не показывать. О захоронениях вспомнили лишь к 2000-летию христианства, тогда же началось исследование подвала.

Это большой кирпичный сводчатый зал, начатый строительством в 1485 году. Изначально здание имело второй этаж и примыкало к стене предыдущего Архангельского собора, выстроенного еще Иваном Калитой. В западной стене — дверь в тамбур, соединяющий подвал с еще одной, ныне засыпанной древней комнатой и с широкой белокаменной лестницей. Сейчас она не ведет никуда, но прежде по ней поднимались к воротам, соединявшим Казенный двор с Соборной площадью. Ныне подземная палата отреставрирована и уже официально является усыпальницей русских Государынь.

2. Грановитая палата

Одно из самых богатых зданий русского средневековья. Со времен князя Ивана Великого она была тронным залом московских правителей, здесь происходили торжественные встречи иностранных посольств и прочие официозные увеселения. Палата построена в 1487-1491 гг. итальянскими зодчими Марко Фрязином и Пьетро Антонио Солари. Во фризе северного фасада располагается загадочный бюст (часть его лица побита пулями — определенно, в меткости тренировались французские либо польско-литовские посетители), который ранее считали портретом одного из итальянских строителей Грановитой, но современные исследователи говорят о явно позднем происхождении скульптуры.

Изначально Грановитая палата имела иной образ, вполне характерный для завезенного итальянцами кватроченто — двойные «готические» стрельчатые окна, высокая кровля. Но главным отличием было то, что здание имело облик дворца-крепости: нижний ярус не имел дверей, руст продолжался до самого цоколя, а цоколь, ныне скрытый культурным слоем площади, имел вид мощного, вполне италийского крепостного контрфорса (этот факт — открытие уходящего 2011 года). Не случайно иноземные послы называли дворец «замком Великого князя» — с юга, запада и, возможно, с севера он был огорожен собственной зубчатой стеной, а с восточной стороны был доступен только избранным, поднимающимся на верхнюю террасу маршами парадных, отгороженных золочеными решетками лестниц.

Парадным всходом в саму Грановитую является Красное (Золотое) крыльцо. Оно предназначалось для больших царских выходов и периодических метаний бояр на стрелецкие копья (полностью разобрано в 1930-м для строительства столовой и воссоздано в 1994 году). Крыльцо ведет в Святые сени, а оттуда в саму Палату — огромный (459 кв. м при высоте в 9 м) одностолпный зал, украшенный золоченой ренессансной резьбою столба и порталов. Древняя, конца XVI века «бытейная и аллегорическая» роспись палаты и сеней не сохранилась, нынешняя выполнена по ее подобию в 1882 году.

3. Постельные палаты

Прочие парадные и жилые палаты дворца Великого князя были выстроены в 1499-1508 гг. миланским «архитектоном» Алоизио де Карезано (он же Алевиз Фрязин). От величественного комплекса сохранились Постельные хоромы, ныне составляющие три нижних этажа Теремного дворца. Исследованиями 1990-х установлено, что дворец имел выраженные черты ренессансной архитектуры, от терракотового и каменного ордерного декора до деревянных кессонированных потолков в жилых комнатах. Вдоль южного фасада дворца тянулась двухъярусная арочная галерея (переход в Грановитую палату), также вполне заграничного вида.

Подвал и подклет занимали ледники, кладовые, мыльни, мастерские и тому подобное. Жилой верхний этаж образуют девять палат, объединенных в три пары просторными сенями. Торцевая восточная комната смотрит окнами на Успенский собор и сейчас это единственный доступный обозрению фрагмент дворца — остальные фасады полностью скрыты обстройками XIX века. Эта комната известна как Золотая Царицына палата, получившая название после особо роскошного благоустройства интерьера в 1589 году — на стенах частично сохраняется сюжетная роспись этого времени.

Недавно выяснилось, что в толще вековых перекладок уцелел еще один фрагмент Великокняжеского дворца — стена подклета Средней палаты, встроенная в основание Большого Кремлевского дворца середины XIX века. В процессе исследований был обнаружен древний фасад, сохранивший фрагменты двух дверей и четырех окон (прежде смотревших на Постельные хоромы), а также следы изящных терракотовых наличников. Можно добавить, что в процессе постепенной разборки кремлевских палат в 18-19 веках их камень употреблялся на фундаменты новых построек, причем не только внутри Кремля. Резные блоки явно дворцового происхождения не так давно были обнаружены на Хохловской площади и на Солянке.

4. Палаты Варварки

Два древнейших городских дома Москвы сохраняются на четной стороне Варварки. Они не только соседи, но и ровесники, поэтому вполне объединяются под одним номером. Во-первых, это палаты Старого Английского двора, любезно пожалованные Иваном Грозным Английской торговой компании в ту пору, когда царь было подумывал о женитьбе на английской королеве Елизавете. Но подвалы под зданием более древние: они возведены из белого камня преуспевающими гостями-сурожанами, то есть предпринимателями, прибывшими из общеизвестного города-героя Судака. В плане эти подвалы очень близки к упомянутой выше палате Казенного двора, что также подтверждает их датировку концом XV века.

Далее по улице находятся знаменитые палаты Романовых, родовое гнездо будущей царской династии. Там тоже следует зреть в корень: в основе дома лежит аналогичный предыдущему каменный подвал с широкой лестницей, настоящее русское средневековье. Эти стены помнят ужас опричных облав: в 1580 году две сотни стрельцов были посланы на разграбление богатейшей усадьбы. На следующий день боярин Никита Романович, дед царя, просил у вышепомянутых соседей-англичан «низкосортной шерсти сшить одежду, чтобы прикрыть наготу свою и детей». Спустя 20 лет последовала другая беда — посланные Годуновым стрельцы нашли в Романовской казне (возможно, именно здесь) колдовские корешки, наличие которых дало основание к гонениям, сгубившим изрядную часть семейства. После воцарения Михаил Романов пожаловал печально памятный двор Церкви и палаты стали настоятельским корпусом Знаменского монастыря, а в 1859 году здесь был открыт один из первых в городе музеев.

5. Печатный двор

В том же Китай-городе, на Никольской улице, расположен еще один древний дом столицы. Но пока что это очередной памятник-невидимка, который не только находится на закрытой территории, не только прячется под землей, но до сих пор замурован и даже не исследован — виной тому имущественные споры, тянущиеся чуть ли не со времен перестройки. Археологам довелось раскопать лишь внешнюю стену древнего подвала, находящегося под Теремком Печатного двора XVII века. При археологических исследованиях (А.Векслер) территории, примыкающей к Печатному двору с севера, был обнаружен кирпичный фасад с окошком, в упор глядящим на Китайгородскую стену, то есть выстроенный ранее нее (до 1535 года). В раскопе также были обнаружены фрагменты терракотового декора, характерного для рубежа XV-XVI веков. По всей вероятности, это была самая крупная и богатая из древнейших гражданских построек Китай-города. Кроме того, это единственная часть Печатного двора, помнящая трудовые будни и праздники знаменитого просветителя Ивана Федорова.

Комментарии
comments powered by HyperComments