Культура: Ушел из жизни знаменитый театральный режиссер Петр Фоменко

Поделиться

Поделиться




Ушел из жизни знаменитый театральный режиссер Петр ФоменкоЕму было 80 лет. Более полувека он ставил спектакли, они шли при неизменных аншлагах. В 1993 году основал собственный театр «Мастерская Петра Фоменко», которым руководил до последнего дня. Там и пройдет прощание с великим режиссером. Петра Фоменко называли Демиургом, живой легендой, садовником, который заботливо выращивает в своем саду самые разные цветы. А он избегал публичности и отказывался встречаться с журналистами. Понимал, что жизнь коротка и нельзя разбрасываться, растрачивать себя понапрасну. Фоменко и ученикам своим внушал: театр подобен обители, где в тишине нужно трудиться, постоянно совершенствоваться. И если прослушать немногие его интервью, можно убедиться, что чаще всего Петр Фоменко произносил слово «душа». «В Щепке только одно – спектакли. Все-таки это наша продукция, которая – работа души», — говорил Петр Фоменко.

Когда его не стало, коллеги и ученики единодушно говорят: ушел последний режиссер, который по настоящему следовал традициям русского психологического театра. И на самом деле, он не любил новшеств — никакого видеоарта, отсутствия декораций или, наоборот, бассейнов на сцене. Классическая сценография и костюмы. Никакого концепта, он и слово это не уважал. И как режиссер не стремился утвердить свою идею и самовыразиться. Петр Наумович не был тираном, говорят его актеры, он был добрым режиссером. Внимательно приглядывался к каждому и давал возможности самовыражения. И то, что великий Станиславский называл «лучеиспусканием», есть у актеров Фоменко. Магнетизм, свет, идущий из души. И театр «Мастерская Фоменко» — актерский театр, то, что сейчас практически ушло в небытие.

Слава и признание пришли к нему поздно. Вначале — талантливый изгой, профессиональный музыкант, которого отчислили с третьего курса школы-студии МХАТ. Затем – неудобный режиссер, спектакли которого запрещают. Так было, например, с легендарной постановкой пьесы «Смерть Тарелкина» в театре имени Маяковского в 1966 году. В 1974 году он снимает телефильм «На всю оставшуюся жизнь». По этой картине видно, что он мог создать десятки гениальных лент. Не дали. Долгое время для него нет работы в Москве. Он уезжает в Ленинград, а в столицу возвращается лишь в 1981 году. Тогда и начинается новая эпоха в его жизни: Петр Наумович становится преподавателем ГИТИС. Он воспитал четыре поколения актеров, и все без исключения «фоменки» — яркие индивидуальности.

«У нас у всех есть какой-то жизненный опыт, но преобразовать его в художественные произведения таким образом, чтобы это было интересно и трогательно, это огромный талант Петра Наумовича. У него мелочей не было вообще ни в одном деле. Что бы он не делал, не было мелочей, таких проходящих факультативных вещей в его работе. Все, на что он обращал внимание, становилось очень важным, очень значимым», — говорит режиссер, заслуженный артист России Сергей Пускепалис.

В 1993 году Петр Фоменко основал свой театр. На сцену вышли его ученики Галина Тюнина, Полина Кутепова, Юрий Степанов. И каждая постановка становилась легендарной. «Три сестры» — спектакль о любви. И только о любви. Понятный и интересный каждому зрителю спектакль. В этом секрет Петра Фоменко. Его постановки одновременно простые и очень глубокие. Его любимыми драматургами были Островский, Чехов, Арбузов, но прежде всего — Пушкин с его простотой и философской глубиной. Весной этого года в «Мастерской Петра Фоменко» поставили спектакль «Театральный роман» по произведениям Михаила Булгакова. Этой постановке было суждено стать последним шедевром режиссера.