Культура: В Третьяковской галерее открылась выставка венесуэльской живописи

Поделиться

Поделиться




В Третьяковской галерее открылась выставка венесуэльской живописиВ Третьяковке покажут картины русского художника, научившего Венесуэлу свободе. В экспозиции представлены около тридцати картин живописца российского происхождения Николая Фердинандова и его ученика – Армандо Реверона. Картины этих мастеров представлены в Москве впервые. Венесуэльские танцы в Третьяковской галерее. Такого, кажется, здесь никогда не было. Зато так всегда было в Венесуэле, на выставках Николая Фердинандова. Вот – каталог одной из них, проходившей в Каракасе в 1980 году. В России работы этого русского художника выставляются впервые. На родине его почти не знают. «Зато в Венесуэле он очень популярен, — утверждает Уго Хоcе Гарсия Эрнандес, чрезвычайный и полномочный посол Боливарианской Республики Венесуэла в России. — Ведь у нас в стране он прожил десять лет, написал множество картин и оказал огромное влияние на развитие венесуэльского искусства».

Николай Фердинандов часто приезжал в Венесуэлу за жемчугом. Он занимался ювелирным делом. Однажды решил остаться. Построил маленькую мастерскую на берегу Карибского моря и начал много писать в уединении. Но скоро переехал в столицу, Каракас, и сблизился с молодыми художниками, которые входили в «Общество изящных искусств». «Он сумел оказать влияние на этих мастеров в плане поиска, — объясняет директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – Это самое главное – те поиски, которые в дальнейшем сопровождали развитие художественной практики всего ХХ века».

Самый преданный ученик el russo — «русского», как называли Фердинандова в Венесуэле, — Армандо Реверон. Его работы — тоже на этой выставке и тоже впервые показаны в Москве. В них чувствуется влияние и абстракционизма, и импрессионизма, то есть тех направлений в искусстве, с которыми до приезда Фердинандова в Каракас местные художники не были знакомы. «В тот момент основными темами в живописи в Венесуэле были портреты и произведения, которые заказывали церковь и государство, — объясняет куратор выставки Анна Маполис. — Живопись развивалась в академических рамках. А искусство ХХ века выходит за эти рамки. Николай Фердинандов в этом смысле послужил проводником новейших достижений в искусстве — европейском и русском».

Искусству нужно служить, желательно — в уединении, говорил Николай Фердинандов. По его совету Армандо Реверон уехал в тихое местечко Макуто со своей верной спутницей Хуанитой и стал увлеченно работать. Кстати, он создал там первую в Венесуэле инсталляцию: заселил хижину куклами в человеческий рост. Они не сохранились, зато остался автопортрет художника вместе с ними. Эти работы, которых на выставке представлено двадцать семь, — из собрания галереи Национального искусства Венесуэлы. Для Третьяковки это — новый партнер. В Москве надеются, что сотрудничество будет продолжаться.