Поиск

Русский музей требует прекратить разговоры о чудесном «исцелении»Торопецкой иконы в храме

587 0

Русский музей требует прекратить разговоры о чудесном «исцелении»Торопецкой иконы в храмеРазговоры о том, что состояние Торопецкой иконы Божией Матери значительно улучшилось после ее размещения в подмосковном храме, не имеют под собой реальных оснований и их надо прекратить, заявил на пресс-конференции директор Русского музея Владимир Гусев. «Не должно звучать того, что икона стала там лучше — этого не произошло, никакого волшебного исцеления нет», — цитирует его «Интерфакс». По его словам, о состоянии иконы должны судить профессионалы после того, как она окажется в реставрационных мастерских.

Ранее СМИ сообщали об улучшении состояния древней иконы после ее установки в храме Александра Невского подмосковного поселка Княжье Озеро. По мнению верующих, иконе помогли молитвы паломников. Как сообщалось, срок возвращения Торопецкой иконы Божией матери в Русский музей был перенесен в очередной раз: экспонат останется в храме Александра Невского подмосковного поселка Княжье Озеро как минимум до декабря.

Икона была со скандалом передана в храм Александра Невского подмосковного коттеджного поселка «Княжье озеро» 3 декабря 2009 года. С соответствующей просьбой в Министерство культуры обратился Патриарх Кирилл. Патриарха, в свою очередь, об этом просил председатель попечительского совета храма Александра Невского, президент застройщика поселка — группы компаний «Сапсан» — Сергей Шмаков. Министр культуры Александр Авдеев просьбу удовлетворил, несмотря на протест сотрудников отдела древнерусского искусства Русского музея. Икону передали в храм Княжьего Озера на девять месяцев.

Согласно договору, святыня должны была вернуться в музей в сентябре 2010 года, однако по просьбе храма Русский музей продлил на полгода договор временного хранения Торопецкой иконы Божией Матери. «Мы готовы к поиску компромиссных путей в отношениях музея и Церкви. Но наша готовность к компромиссу зависит от того, как будет решен вопрос с Торопецкой иконой», — заявлял ранее директор Русского музея Владимир Гусев.

Когда икона находилась в Княжьем Озере, в Русском музее состоялся расширенный реставрационный совет. В нем участвовали и сотрудники музея, и реставраторы из Академии художеств и Третьяковской галереи. Совет постановил, что икона должна быть возвращена в Русский музей в кратчайшие сроки: в поселке она находится с декабря 2009 года в герметичной кассете, и визуальный осмотр нашими реставраторами не позволяет судить о процессах внутри иконы.

А она имеет сквозную трещину, так называемые профилактические заклейки, которые не должны быть на ней столь длительное время. Также икона не должна находиться в замкнутом пространстве: дерево должно «дышать». Длительное нахождение иконы в киоте способно провоцировать необратимые процессы: существующая трещина может расходиться, и со временем можно утратить икону XIV века, то есть лишиться культурного наследия: икона представляет собой единичный экспонат.

При этом сотрудники музея отмечают, что абсолютно бессильны: «Мы выступаем как структура, подчиненная Министерству культуры. Директор Русского музея занимает позицию, выгодную для министерства, а вовсе не для сотрудников и не для экспонатов». Отметим, что некоторое время назад министр культуры РФ Александр Авдеев рассказал о возможности перевезти икону в Торопец — правда, речь тогда шла не о Корсунско-Богородицком соборе, а о Торопецком монастыре.

Пока развивалась история с иконой, в России был принят закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Прежде всего, это касается объектов недвижимого имущества, то есть храмов, и его действие не распространяется на то имущество, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям. Как уверяет министр, в связи с этим все, что принадлежит музеям, архивам и библиотекам, у них и останется.

Богоматерь Одигитрия, которую называют иногда Эфесской, Полоцкой, Корсунской или Торопецкой — одна из самых старых икон в собрании музея. Одни ученые датируют ее XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие — началом XIV века и считают, что ее написал псковский мастер.

Название происходит от города Торопец в Тверской области, где расположен Свято-Тихоновский женский монастырь. По некоторым преданиям, Божия матерь не раз оказывала помощь защитникам города через Корсунскую икону в 1611 году во время нашествия польского войска под предводительством Льва Сапеги. Чудотворный образ, верят многие, спасал город во время войны с Наполеоном, от эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов.

По данным пресс-службы Русского музея, в настоящее время 39 экспонатов хранилища находятся на временном хранении в храмах Русской православной церкви. Из них по 11 предметов хранятся в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре (с 1959 года) и в Казанском соборе (с 1994 года). Еще 14 экспонатов размещены в соборе Владимирской иконы Божией матери (с 1989 года). Две картины хранятся в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.

Комментарии
comments powered by HyperComments