Культура: Премьера балетов «хедлайнеров» мировой хореографии Иржи Килиана и Йормы Эло

Поделиться

Поделиться




Премьера балетов «хедлайнеров» мировой хореографии Иржи Килиана и Йормы Эло«Хедлайнеров» мировой современной хореографии представит сегодня зрителям Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ). Здесь состоится премьера двух балетов: «Первой вспышки» финна Йормы Эло и «Бессонницы» чеха Иржи Килиана. И упоминания этих двух громких имен уже достаточно, чтобы вызвать ажиотаж среди балетоманов. Надо сказать, что Килиан и Эло, покрывшие себя немеркнущей славой на Западе, известны и в нашей стране, где также обрели огромную армию поклонников. К примеру, в Большом театре идут одноактный балет Йормы Эло «Dream of dream» и «Симфония псалмов» Иржи Килиана. Но все же первым открыл этих мастеров современного танца российской публике столичный Музыкальный театр, ласково окрещенный в народе «Стасиком».

Именно на его сцене Йорма Эло — впервые в России — поставил свой балет «Затачивая до остроты», имевший оглушительный успех. «Стасик» проложил дорогу на российские подмостки и живому классику Иржи Килиану, добившись у несговорчивого маэстро разрешения на перенос двух его блистательных опусов «Маленькая смерть» и «Шесть танцев» на музыку Моцарта. Неслучайно, что за эти спектакли МАМТ удостоится высшей театральной премии России — «Золотой маски». Продолжение знакомства обещает быть не менее впечатляющим. Во всяком случае именно такое чувство испытали журналисты, побывавшие в минувший четверг на генеральной репетиции новых балетов.

Начнется вечер в полной темноте и тишине. Без света и без музыки на сцене появятся герои балета «Первая вспышка» Йормы Эло. Подчиняясь какому-то внутреннему ритму они будут выполнять чувственные завораживающие па, и лишь тогда зазвучит мелодия Сибелиуса, и световые пятна озарят артистов. А потом яркая вспышка ослепит глаза. И сцена вновь погрузится во мрак и безмолвие, в которых и завершится танец. «Когда музыка замолкает, она не заканчивается, а продолжается в тишине», — пояснил свой замысел Йорма Эло. Что же касается названия, то, по его утверждению, «начало танца — это и есть вспышка». Хореограф признался, что ему хорошо работается с русскими артистами, которые, как он выразился, «с каждым разом все лучше и лучше осваивают язык его танца».

«А участвовать в одной программе с Килианом — это честь для меня», — сказал известный финн. В общем, он только рад поработать «на разогреве» у великого чеха. Потому что после «Первой вспышки» показали «Бессонницу». Основой для нее послужила музыка голландского композитора Дирка Хоубриха, который радикально переработал моцартовские «Адажио и Рондо для стеклянной гармоники и квартета». Под такой странный аккомпанемент танцовщики то будто погружались в сон, то перетекали в явь, демонстрируя в резких сменах ритмов и ракурсов бесконечность человеческого подсознания.

Короче. Два сложносочиненных хореографических творения впервые предстоит оценить сегодня московским зрителям. Но на этом вечер не закончится. В финале они увидят хорошо знакомые и любимые балеты Килиана — «Маленькая смерть» и «Шесть танцев». «К сожалению, Килиан не прибудет на премьеру, — сообщили в пресс-службе МАМТа. — Но в следующем сезоне мы планируем поставить еще один его замечательный балет, который называется „Восковые крылья“. Получится полноценная килиановская программа, состоящая из четырех его названий. И уж тогда мы надеемся непременно увидеть выдающегося хореографа у себя в гостях».

Остается добавить, что премьерные показы состоятся два вечера подряд — сегодня и в субботу, 24 ноября. В балетах заняты солисты: Георги Смилевски, Семен Величко, Дмитрий Хамзин, Роман Полковников, Олег Рогачев, Дмитрий Соболевский, Алексей Любимов, Валерия Муханова, Анастасия Першенкова, Оксана Кардаш, Ольга Сизых, Марина Золотова, Мария Тюрина и другие артисты МАМТа.