В Мире: США ищут «носителей надежды» в Прибалтике

Поделиться

Поделиться




В 1952 году Госдепартамент США впервые приблизился к слушателям в СССР: к советским территориальным водам отправился корабль «Курьер» с мощным передатчиком на борту, чтобы транслировать «новости, музыку и надежду». Раздавая затем медали за победу в «холодной войне» американцы преувеличивали: военной победы не было, но «Радио Свобода», как и «Голос Америки», безусловно, сыграли колоссальную роль в разрушении брежневского, а потом горбачевского Советского Союза. В наше время отправлять курьеров-ретрансляторов позиции Госдепартамента к российским берегам не требуется — они давно живут среди нас. Но этого мало. Новую волну мобилизации США объявили в Восточной Европе. Объявление на сайте американского посольства в Литве: программа обучения для русскоязычных журналистов. Заокеанский главный редактор сразу четко ставит задачу: противодействовать российской пропаганде. На это денег не жалеют – полмиллиона долларов американских налогоплательщиков.

И это далеко не первая попытка возделывать медиаполе в Прибалтике. Юрий Алексеев в прошлом инженер, работал на радиозаводе. Предприятие закрылось, надо было на что-то жить. Собственный сайт стал набирать обороты, и вскоре позвонили. «Мне позвонили из «Фонда Сороса», очень милая девушка сказала — такой интересный ресурс, не хотите ли получить грант от «Фонда Сороса»? Не против. Я только начинал. Рекламы нет. Встретились. Пишите заявочку. Написал заявочку по форме. Потом ее рассмотрели наверху, пригласили», — рассказывает Юрий, главный редактор портала Imhoclub.lv.

Алексеев пришел на собеседование и с удивлением узнал о требованиях. Собственно, никто ничего не скрывал: кто платит, тот и заказывает музыку. «Они пишут список тем, которые должен освещать регулярно, они дают вводные, будет куратор, который будет наблюдать за правильностью освоения американских денег», — рассказывает Юрий. Но теперь речь уже не об отдельных сайтах, а о большой информационной войне. Брошены все силы и лучшие кадры. К примеру, В Литву из Москвы перевели бывшего главу политического отдела посольства США в России Говарда Соломона, одного из ведущих экспертов по нашей стране. Теперь у него в Прибалтике новые задачи.

Разговоры об открытии нового русскоязычного телеканала — или даже нескольких — идут давно. Но пока так ничего и не сделано. Деньги гигантские. Старая Европа вкладывать серьезные средства не спешит. Прибалтийским государствам до сих пор это было не по карману. Впрочем, теперь ситуация может измениться. В начале следующего года Нидерланды и Польша планируют запустить русскоязычное информагентство. Кроме того, телеканал, видимо, все-таки откроется — в Эстонии.

Инструменты защиты от неугодной информации и неправильных мнений включаются уже сейчас. Заместитель главного редактора портала «Заря» Илларион Гирс теперь не сможет создавать проблемы на брифингах латвийским политикам. Регистрацию в качестве СМИ не продлили. «Как портал он работает. То, что они сделали, так это лишили нас возможности приходить на пресс-конференции, задавать неудобные вопросы», — говорит Илларион Гирс.

Еще активнее наводят порядок в Литве. Там существует специальная комиссия, которая отвечает за все, что идет в эфире. В ней 11 человек: представители президента, парламента, в том числе, оппозиции, журналисты, общественные и религиозные деятели. Недавно с подачи этой структуры на три месяца отключили вещание сразу нескольких телеканалов, в том числе «РТР-Планета».

«Хорошая пропаганда – это сильный инструмент, когда мы говорим о государстве, у нас в Конституции написано и в законах, что мы должны защищать свою Конституцию. Значит, и журналисты тоже должны это все хорошо понять, как нужно защищать конституционный строй, независимость государства, — считает Миндаугас Бастис, депутат сейма Литвы. — Во-первых, Литва — часть Европейского Союза, во-вторых, Литва в рамках НАТО. Я думаю, что в этих рамках и должна Литва работать в этом направлении».

В каком-то смысле США сейчас пытаются исправить ошибку, которую совершили власти прибалтийских государств, оставив русскоязычные сообщество без внимания, говорят эксперты. А тут выяснилось, что у значительной части жителей — совсем иное мнение. Западные структуры опираются на опытнейших консультантов — некоторые в прошлом занимали государственные посты.

«Если в балтийских странах произойдет какая-то вспышка на основании проживающего здесь русского населения, которое в Латвии достаточно многочисленно, в таком случае этот конфликт втянет натовскую сторону в возможное решение. То, что американцы делают, это профилактика, — говорит Аудриус Буткявичус, политический консультант британского State Craft Institute, в прошлом – министр обороны Литвы. — Есть такой термин – «пятая колонна», и этими действиями американцы стараются не дать здесь сформировать из русскоязычного населения такой враждебно действующей против нашего государства силы».

Судя по всему, вкладывать деньги в пропаганду США собираются, но аккуратно – на 500 тысяч долларов мощный качественный канал не создашь. Но это долгая игра, гораздо важнее иметь проверенных людей. «Они не СМИ собираются создавать, а собираются взрастить клуб своих журналистов, которых они натаскают, как псов, на определенную задачу, материально их будут хорошо обеспечивать, что они будут уверены, что завтра с работой у них будет все в порядке. Денег хватает. И они будут менять сознание людей», — говорит Илларион Гирс.

Видимо, недостатка желающих не будет. «Это очень соблазнительные предложение для многих молодых людей, поскольку, конечно, возможности для карьерного роста в странах, где русский язык не является официальным, очень сильно ограничены. Безработица среди выпускников русских отделений факультетов журналистики — около 95 процентов», — пояснил Мирослав Мирофанов, сопредседатель партии «Русский союз Латвии».

Газета «Литовский курьер» — одно из ведущих изданий на русском языке. Каждую неделю 48 полос: политика, экономика, культура. Материал о грантах, которые США намерены выделять для журналистов, в этом номере на первой полосе. А вот готовится к печати очередной номер. «Это еврозона, ситуация в еврозоне и как это на нашей экономике сказывается, — рассказывают работники издания. — Мы не очень далеки от Греции в экономическом раскладе, тоже долги есть, и все боятся, как бы на нас не аукнулась эта ситуация в Греции».

Сразу видно, насколько запущена ситуация. Вместо того чтобы критиковать Россию, под прицелом еврочиновники. Именно поэтому – надежда на свежие кадры, которым в течение года американские наставники объяснят, о чем и главное как писать. «Они будут учить, как надо отвечать на ту информацию, которая подается на российском ТВ, российских новостных агентствах и в российском Интернете, и искать в этой информации некие изъяны, которые позволяют эту информацию полностью вывернуть наизнанку и показать как полностью ложную. Это старый прием пропагандистской войны, ничего нового они здесь не изобретают», — отметил Мирослав Мирофанов.

Помимо тех СМИ, которые будут работать на местную русскоязычную аудиторию, появляются и другие — с прицелом именно на Россию. Один из примеров — сайт «Медуза». Его главный редактор Галина Тимченко раньше возглавляла сайт Лента.ру. Потом она и часть команды переехали в Латвию, мол, в России стало душно. Но это — новобранцы информационной войны. Совсем другой размах — у ветеранов.

Прага. Здание, где размещается «Радио Свобода». Раньше редакция располагалась в самом центре, но решили переехать. Помещение подбирали долго и тщательно, в качестве штаб-квартиры рассматривали даже один из бывших военных объектов, однако построили новое здание. С точки зрения безопасности его называют уникальным. Вооруженная охрана, мощный забор, неприступные ворота. Кадры из автомобиля. По некоторым данным, комплекс снабжен системой защиты от газовой атаки и даже автономной системой электроснабжения.

«Меня поразила степень охраняемости этого объекта. Всевозможных бронированные двери. Такое ощущение, что атомное бомбоубежище. Притом проходишь контроль, как в аэропорту, получаешь пропуск, проходишь через садик и снова все повторяется, сдаешь тот пропуск и делаешь новый себе пропуск», — рассказывает Александр Барабанов, издатель журнала «Артек». Александра Барабанова, издателя молодежного журнала на русском языке, как-то пригласили на «Свободу» порассуждать о событиях на Украине. Он сам родом из Киева. После того, как заявил, что против Майдана, больше не зовут. Под угрозой и выход его журнала – дело неприбыльное. Раньше помогали чешские государственные гранты в качестве поддержки языковых меньшинств. Теперь все изменилось.

«Тенденциозность, в принципе, очевидна, поскольку журнал с антироссийской риторикой получает почти в 10 раз больше сумму гранта, — говорит Александр — На этот год вообще грант нашему журналу выделен не был. В принципе, сумма была 320 тысяч крон, а у журнала с антироссийской позицией доходила до 3 миллионов крон. В 5-6 раз больше. Чехия – это страна-член НАТО. И как мне сказал представитель русского нацменьшинства в Совете представителей по делам нацменьшинств Чехии:, а что ты хочешь? Ты приехал в страну, которая является членом НАТО? Вот и завтра ты должен говорить совсем другое. А иначе сюда не приезжай».

Свои правила и в чешском телеэфире. Эти журналисты дают интервью принципиально на фоне здания чешского телевидения, куда их теперь стараются не приглашать. «На чешском телевидении мало возможностей, чтобы выразить свое мнение. Есть только одна программа раз в неделю, куда приходят люди, чтобы выразить свое мнение. Но они могут там сказать только пару-тройку фраз», — говорит Ян Корал, шеф-редактор интернет-портала Nwoo.org.

Вацлав Дворжак, режиссер-документалист, в далеком 89-м был руководителем общественного движения «Гражданский форум». С теплотой вспоминает времена Гавела и сокрушается о том, где она, та свобода, за которую боролись чехи? «Идеалы революции – такие, как свободное волеизъявление, возможность открыто выражать свое мнение, конечно, эти идеи за 25 лет просто забыты. У власти находятся самозванцы, они же постоянно появляются на телевидении. Эти люди ведут политику соглашательства. Чешские медиа не являются объективными. Они ведут антироссийскую пропаганду и находятся на стороне киевского режима», — говорит Дворжак.

Он вспоминает, как два десятка лет ему казалось: противостояние двух систем в прошлом. И удивляется своей же наивности. Старые методы снова на вооружении. Восточная Европа снова фронт информационной войны. И новые приказы приходят все из тех же кабинетов.