Поиск

Южные Курилы можно было бы полюбовно поделить сказал Есиро Мори

592 0

Южные Курилы можно было бы полюбовно поделить сказал Есиро МориТокио на этой неделе неожиданно засыпало снегом, который не тает уже несколько дней, что здесь бывает очень нечасто. И теперь у меня, как у представителя привыкшего к суровым зимам народа, местные жители наперебой спрашивают совета – как тормозить на скользкой мостовой, как не упасть на заледенелом тротуаре, что делать, если сильно замерзли уши. «Горобунин-сан, вы ведь из России, вам, конечно, сейчас не холодно»,- с завистью говорят обмотанные шарфами японские знакомые. Неожиданный снег заставляет обитателей обычно теплого Токио невольно вспоминать о раскинувшейся рядом на материке огромной стране, которую они привыкли считать царством вечной зимы. Проявляется это по-разному – например, продавец супермаркета рядом с моим домом рассказал, что сейчас подскочили продажи русской водки – аборигены стали налегать на нее, как на средство согревания, надежно проверенное опытными соседями.

Впрочем, о России в Японии сейчас заговорили и по совершенно другому поводу – маленькую сенсацию на этом направлении учинил один из тяжеловесов правящей Либерально-демократической партии бывший премьер Ёсиро Мори. В феврале он поедет в Москву в качестве специального представителя нового главы японского правительства Синдзо Абэ. Чтобы готовить его предстоящий весной первый официальный визит в Россию. Так вот, в ходе одной из политических телепередач господин Мори на днях резонно заявил, что на переговорах о Южных Курилах (которые здесь называют северными территориями) Россия просто так на уступки не пойдет. С Путиным, стал развивать свою мысль спецпосланник, надо беседовать в терминах реализма.

При этом он пояснил, что Южные Курилы можно было бы полюбовно поделить. «Если коротко, то лучше всего линию провести так»,- сказал Мори и рукой на вовремя появившейся карте изобразил черту между островами Кунашир и Итуруп. На уточняющий вопрос он подтвердил, что считает одним из вариантов решения вопроса передачу Японии островов Кунашир, Шикотан, а также необитаемой гряды, которую японцы называют Хабомаи. России в рамках этой сделки г-н Мори готов оставить Итуруп – самый большой, самый населенный и самый экономически благополучный остров региона. На него, кстати, приходится, по разным данным, в районе 64 проц территории Южных Курил.

При этом спецпосланник оговорился, что это чисто гипотетический вариант, что излагает он исключительно личные соображения, а решать вопрос и вести переговоры будет, разумеется, премьер-министр Абэ. О разделе Южных Курил в Японии говорили и раньше. Например, в ходе дебатов в парламенте о таком варианте как то обмолвился один из бывших японских премьеров. Говорил о нем и один из высокопоставленных дипломатов. Однако и экс-премьер, и дипломат оказывались после этого под огнем массированной критики со стороны правоверных патриотов, долго извинялись за свои слова и уверяли, что их неправильно поняли. И клялись в верности официальной позиции – добиваться возвращения всех северных территорий без каких-либо разделов.

Теперь ничего подобного не произошло. Господина Мори никто на официальном уровне не поругал и от слов отказываться не заставлял, несмотря на его статус спецпосланника. Представитель правительства Японии, правда, заявил, что позиция Токио по островам никаких изменений не претерпела, что бы ни говорил г-н Мори. А на консультациях в Москве, как было сказано, он будет придерживаться официальной линии.

А сводится она к тому, что Токио готов, как тут выражаются, гибко подойти к срокам и условиям передачи островов, если на всех Южных Курилах будет в принципе признан суверенитет Японии. В конце 90-х годов предлагалось даже в таком случае на неопределенное время сохранить там административное управление России. Короче, наших соседей пока больше интересует принцип, чем реальное получение дополнительной земли. Тем более, что на Южные Курилы, как мне кажется, мало кто из японцев мечтает переселиться.

В любом случае неожиданное заявление Мори очень напоминает пробный шар. Оно явно стало ответом на слова президента Путина, который еще в марте прошлого года в ответе на вопрос японского журналиста о Южных Курилах употребил знакомый ему по дзюдо термин «хикивакэ» — ничья. А ничья предполагает, что по итогам схватки никто не должен чувствовать себя проигравшим. Предложение Мори означает снижение планки требований к России – ведь раньше даже самые горячие головы говорили о разделе строго напополам. В таком случае помимо Кунашира. Шикотана и Хабомаи Японии надо было бы отдать еще и часть площади Итурупа.

Но дело даже не в принципах раздела – спецпосланник японского премьера явно намекает на то, что готов обсуждать какой-то серьезный компромисс. Типа того, который, например, был достигнут между Москвой и Пекином при демаркации российско-китайской границы. Впрочем, как я уверен, в правящих кругах Японии нет единства мнений на этот счет – многие влиятельные фигуры здесь никогда не согласятся отойти от прежней позиции. Но есть и сторонники гибкости – помните, я чуть раньше сказал о бывшем премьере, который в парламенте говорил о возможности раздела островов? Так вот, сейчас он занимает пост заместителя главы правительства и министра финансов. А дипломат, который тоже обмолвился о разделе? Сейчас он – специальный помощник премьер-министра Абэ по внешней политике.

Так что не исключены интересные варианты, хотя в реальную возможность договоренности лично я не верю. Нет сейчас для нее условий, не нужна она ни Москве, ни, по большому счету, основной части японского правящего класса. Да и снег в Токио скоро растает, что заставит наших теплолюбивых соседей опять не так уж часто вспоминать о соседней холодной стране.

Комментарии
comments powered by HyperComments