Поиск

Белоруссия ограничила продажу бензина

1068 0

Спекулянты скупают дешевое топливо и вывозят из страны. Из-за этого белорусские заводы срывают экспортные программы и теряют шанс получить скидку на поставки российской нефти. 22 марта белорусский государственный концерн «Белнефтехим» объявил об ограничении продаж топлива на заправках, расположенных на приграничных территориях. Цель — не допустить вывоза нефтепродуктов за пределы страны. Розничные цены на бензин и дизельное топливо в Белоруссии регулируются государством. По данным «Белнефтехима», автомобильное топливо в Белоруссии в 1,5—2 раза дешевле, чем в соседних странах. А-95 стоит 3400 белорусских рублей за литр (31,7 российского рубля), А-92 — 3000 белорусских рублей (28 российских рублей), дизель — 2850 белорусских рублей (26,6 российского рубля). Разница в ценах стимулирует спекулятивную скупку топлива на белорусских заправках.

Граждане Белоруссии, живущие в приграничной зоне, пользуются упрощенными правилами въезда в Польшу, Литву и Латвию. Это и позволило организовать вывоз топлива в соседние европейские страны. В январе — феврале продажи топлива на заправках Белоруссии увеличились на 28%, темпы роста в приграничных районах выше. С начала года на приграничных АЗС Брестской области реализация дизтоплива выросла на 53% к январю — февралю 2010 года, в Витебской — на 27%, в Гомельской — на 98%. Динамика продаж бензина аналогична.

22 марта концерн «Белнефтехим» объявил: «В связи с повышением цены на нефтяное сырье на мировом рынке происходит значительное и быстрое подорожание моторного топлива в странах — соседях Белоруссии. В связи с создавшейся ценовой ситуацией увеличился вывоз за границу качественного белорусского топлива, реализуемого на АЗС страны.

Безусловно понимая, что Белоруссия является транзитным государством, и гарантируя полную обеспеченность населения республики автомобильным топливом по умеренным ценам, мы вынуждены принимать меры, соответствующие ситуации, для недопущения дальнейшего увеличения вывоза за рубеж бензинов и дизтоплива, приобретенных на АЗС республики, и причинения ущерба экономике страны».

По неофициальной информации, норма отпуска дизтоплива и бензинов будет составлять 20 литров на машину. В госконцерне признают, что ограничения связаны с российско-белорусскими соглашениями в сфере экспорта нефтепродуктов. «Рост вывоза за границу топлива, приобретенного на белорусских АЗС, не только отрицательно влияет на обеспеченность топливом белорусских потребителей, но и уменьшает возможность экспортных поставок нефтепродуктов белорусскими НПЗ.

Данное обстоятельство по согласованной формуле расчета цены приводит к увеличению стоимости российской нефти, поставляемой в Белоруссию, что негативно сказывается на рентабельности работы нефтеперерабатывающих предприятий», — заявляют в «Белнефтехиме». Главным поставщиком сырой нефти в Белоруссию остается Россия. В конце прошлого года официальная Москва отменила экспортные пошлины на поставки нефти в Белоруссию в обмен на ратификацию Минском соглашений о Едином экономическом пространстве.

Согласование новых формул цены в начале 2011 года заняло более месяца. Это поставило белорусские НПЗ на грань остановки. Поставки были возобновлены после того, как Минск согласился выплачивать компаниям дополнительную премию — она составила $45 на каждую тонну.
Теперь в связи с ростом мировых цен на нефть «Белнефтехим» просит снизить премию в цене российской экспортной смеси Urals. Минск рассчитывает на возможность снижения премии при среднемесячных котировках Urals более $100 за баррель.

Но цена на нефть для Белоруссии будет зависеть от выполнения обязательств по перечислению экспортных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет. С начала 2011 года Минск должен перечислять России 100% сборов от пошлин на экспорт нефтепродуктов, полученных из российской нефти на белорусских НПЗ. В прошлом году Белоруссия значительно сократила закупки нефти в России, частично заместив их поставками из Венесуэлы.

В этом году Минск собирается купить в России 21,7 млн тонн нефти, а также рассчитывает получить по украинским трубопроводам до 4 млн тонн сырья из Азербайджана (в рамках своп-контракта с Венесуэлой). «Белнефтехим» договорился с Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР) о поставках в республику нефти Azeri Light по схеме замещения с сортом Santa Barbara. Но в марте прокачка нефти Azeri Light по нефтепроводам Одесса — Броды и «Дружба» в направлении Мозырского НПЗ была остановлена.

Источник в «Белнефтехиме» скептичен: «Мы не знаем, что будет завтра»: «Мы не знаем, как будут развиваться события, потому что российские нефтетрейдеры пока не собираются возобновлять переработку нефти на белорусских НПЗ на давальческих условиях. Соответственно, белорусским НПЗ приходится самостоятельно закупать нефть для переработки. Из-за премии к цене нефти, которую обязалась платить Белоруссия, российским компаниям выгоднее продавать нефть в Белоруссию, а не поставлять ее на переработку на белорусские НПЗ.

Белорусской нефтеперегонке, наоборот, оптимально, чтобы давальческая нефть составляла не менее 50% от всей нефти, поставляемой на переработку. У НПЗ нет валюты, чтобы самостоятельно обеспечить загрузку мощностей на 100%. Ситуация усугубляется ростом мировых цен на нефть», — сказал источник «Газеты.Ru» Сотрудник одной из минских АЗС сказал, что получил «указание начальства»: «Не психовать и ничего не «крутить»: в Минске ограничений по объему на заправках не будет».

Комментарии
comments powered by HyperComments