В начале сентября в Москве ученые и учителя истории соберутся, чтобы обсудить, каким должен быть единый учебник истории и как в нем правильно описать советскую эпоху. Об этом рассказал глава рабочей группы по написанию этого учебного пособия, академик РАН Александр Чубарьян. В преддверии августовского педсовета все чаще цитируют Бисмарка: «Битву при Садовой выиграл прусский школьный учитель». Именно педагоги первыми ощутят на себе брак, если таковой допустит экспертное сообщество, выпустив в школу плохой учебник. Поэтому сейчас в регионах проходят совещания, где историки разбирают опубликованный в июле так называемый Культурно-исторический стандарт: перечень персоналий, понятий, терминов и дат, которые обязательно должны быть отражены в новом учебнике, а также перечень особенно трудных для преподавания тем. Его, сообщил Чубарьян, почти целиком продиктовали именно педагоги.
Министерство разослало письма во все регионы, мы (рабочая группа) подкрепили их своими рекомендациями, чтобы на педагогических совещаниях обсудили предложенный стандарт, — комментирует Чубарьян. — В сентябре на научное заседание по теме «Советская история. Как ее освещать в школьных учебниках» в Москву съедется около 150 ученых и педагогов из всех регионов страны. Второе подобное обсуждение пройдет в конце сентября в Уфе. Его тема не менее напряженная: присоединение к России различных народов.
Особая ее острота возникла после того, как вице-президент Татарской академии наук Рафаэль Хакимов высказался довольно критически в отношении московских оценок истории Татарстана, имея в виду татаро-монгольское иго и присоединение Казани. Впрочем, острые региональные темы не исчерпываются «взятием Казани». К примеру, среди общественных деятелей и историков Дагестана тоже существует своеобразная трактовка присоединения Северного Кавказа к России.
Примерный перечень «трудных вопросов истории»
1. образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
2. существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
3. исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;
4. причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;
5. роль Ивана IV Грозного в российской истории;
6. попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
7. присоединение Украины к России (причины и последствия);
8. фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
9. причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
10. сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия;
11. оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;
12. характер общественного движения XIX — начала ХХ в. и оценка его роли в истории России;
13. оценка роли России в системе международных отношений в XIX — начале ХХ вв.;
14. характер национальной политики самодержавия и ее оценка;
15. оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в.;
16. причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
17. русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье;
18. причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;
19. характер национальной политики большевиков и ее оценка;
20. причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина;
21. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
22. цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
23. оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;
24. советская национальная политика;
25. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
26. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;
27. причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;
28. оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»);
29. причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
30. оценка внешней политики России в 1990-е гг.;
31. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.