Глава государства начал серию совещаний о перспективах развития портов в ключевых морских акваториях с обсуждения портовой инфраструктуры в Азово-Черноморском бассейне. Но прежде президент сказал несколько слов о том, как обстоят дела в этой сфере в целом. «После печальных событий, связанных с распадом Советского Союза, Россия утратила огромные, в том числе самые современные по тем временам портовые мощности по перевалке различных грузов, и несла серьезные в этой связи убытки. Если не убытки, то недополученную выгоду — она была очень большой», — сказал он. Ситуацию удалось переломить за счет проектов, которые порой приходилось реализовывать с нуля. Новые портовые комплексы и терминалы появились на Балтике, на Севере, на Черном море и на Дальнем Востоке. За прошлый год через российские порты перевезено свыше 565 млн. тонн грузов — на четверть больше, чем в пик таких перевозок в СССР в 1984 году.
Но нужно двигаться дальше: наращивать возможности с учетом роста потребностей экономики, экспортных и транзитных перевозок, в том числе и в рамках интеграционных объединений. «Нужны четкие ориентиры на перспективу, увязанные с планами отечественного бизнеса, наших крупных компаний, и, конечно, с развитием других видов транспорта: трубопроводного, железнодорожного, автомобильного», — объяснил Путин. Порты в Азово-Черноморском бассейне занимают второе место после Балтики по объему грузооборота, с каждым годом нагрузка растет. «Так, по оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах Южного федерального округа достигнет 150 млн. тонн, это более чем в два раза превышает сегодняшние возможности», — констатировал президент.
«Уже сейчас терминалы работают, что называется, на пределе, — оценил он. Такие инфраструктурные ограничения сдерживают увеличение объемов международной торговли и транзитных грузоперевозок на южном направлении». «По сути, то, о чем мы говорим, — это инфраструктурные ограничения роста в самой экономике. Компаниям приходится использовать зарубежные порты, а значит, нести дополнительные издержки. Для России это прямая упущенная выгода», — пояснил глава государства. При этом потенциал наращивания мощностей крупнейших портов в регионе (Туапсе и Новороссийск) ограничен из-за ряда объективных факторов, признал Путин. По оценкам специалистов, их модернизация не может в полной мере компенсировать спрос на грузоперевозки.
«Наша задача не просто снять имеющиеся инфраструктурные ограничения, но и создать достаточный резерв портовых мощностей. Это позволит сгладить пики сезонных нагрузок и минимизировать простои грузов, выстроить эффективные, конкурентные логистические схемы», — объяснил президент. Кроме того, при подходе к портам скапливаются железнодорожные составы. Сейчас чуть ли не 200 составов стоит и на Туапсе, и на Новороссийск. И если говорить о создании новых портовых мощностей, нужно подумать о развязке этих инфраструктурных ограничений и сделать все синхронизированно, продуманно, в том числе с использованием современных моделей государственно-частного партнерства, указал Путин.
«Бизнес уже активно вкладывает средства в порты», — констатировал президент, и нужно, чтобы частных инвестиций было больше. Правительство должно позаботиться, чтобы бизнесы гармонизировали свои отношения при поддержке государства. «Речь идет о предсказуемых, понятных правилах, необходимых для прихода инвесторов, о минимизации административных и коммерческих рисков, об эффективных инструментах софинансирования, — пояснил Путин. В том числе надо четко обозначить, строительство какой инфраструктуры и в каких объемах будет финансироваться государством, а какой — частным бизнесом, на каких условиях, а также заранее определиться с условиями самой эксплуатации».
Еще одна важная задача — обеспечение конкурентоспособных, привлекательных тарифов на услуги портов и повышение уровня логистического сервиса. «Это одна из критических компонент при работе портов сегодня в России», — считает президент. Ведь часто грузоотправители обращаются к иностранным услугам из-за неразвитости логистики и завышенных тарифов. Путин также предложил проанализировать проекты по развитию портовой инфраструктуры на Таманском полуострове.
Пропускная способность портов Азово-Черноморского бассейна — 260 млн. тонн, при этом по сухим грузам — лишь 68 млн. «На сегодняшний день вся эта совокупная мощность практически полностью исчерпана», — признал министр транспорта Максим Соколов. Грузооборот самого крупного порта — Новороссийск — составил в прошлом году 117 млн. тонн. Средства на его модернизацию есть, но суммарное увеличение пропускной способности не превысит чуть более 20 млн. тонн в год.
Второй крупнейший проект — создание сухогрузного района морского порта Тамань. Общий прирост портовых мощностей для перевалки — 94 млн. тонн сухих грузов нарастающим итогом с 2019 года. Проектное решение позволит осуществлять круглогодичные операции, а ориентирован порт в первую очередь на перевалку российских экспортных грузов. Стоимость строительства — 228 млрд. рублей, из них 76 млрд. из госказны. «В целом реализация проекта в соответствии с оценкой экспертизы дает положительный бюджетный эффект в размере 114 млрд. рублей в период до 2030 года», — подсчитал глава минтранса.
Основной ограничитель развития портов Азово-Черноморского бассейна и реализации новых проектов — железная дорога. До 2020 года будет выделено 163 млрд. рублей (из госказны 88 млрд.), что даст увеличение пропускной способности примерно 65 млн. тонн. О планах по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к южным портам рассказал глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин. «Тенденция увеличения грузопотока, безусловно, присутствует», — не отрицал он. «Хотя мы здесь всегда придерживаемся правила перепроверки, и, скажем, у нас более консервативное представление о возможном объеме роста именно в сторону Тамани, но все равно это, безусловно, цифры, которые намного превосходят существующие возможности инфраструктуры», — добавил Якунин.