Вчера на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске президенты России, Белоруссии и Казахстана снимали последние оставшиеся нерешенными вопросы в договоре о создании Евразийского экономического союза. Подписать его решили в мае в Астане. Перед тем как начать переговоры в присутствии прессы, главы государств долго общались наедине: почти два часа обменивались мнениями по экономическим вопросам, перспективам отношений и ситуации в мире. «Договорились встретиться, чтобы принять решения по тем вопросам, где наши эксперты и правительства не могут принять решения», — пояснил Александр Лукашенко цель переговоров. Белорусский лидер предложил в узком кругу каждому президенту выступить с небольшим заявлением, после чего перейти к работе в расширенном составе — с участием специалистов. «Возможно, надо будет обсудить конкретные вопросы и препятствия в договоре», — пояснил он. За предыдущие годы проделана огромная работа по созданию «самого продвинутого на постсоветском пространстве интеграционного объединения», заявил Владимир Путин.
И отдельно поблагодарил за это президента Казахстана: «потому что он был одним из отцов-основателей этого объединения, вдохновителем и, собственно, одним из авторов, если не единственным автором». «Первоначально это была его идея, я хорошо это помню», — уточнил он. «Таможенный союз, который мы создали, работает и приносит реальную пользу. Это мы видим на результатах экономики наших стран», — подчеркнул президент РФ. «Но мы можем сделать еще один шаг, мы договаривались об этом, шаг по углублению нашего взаимодействия, продвинуть наше сотрудничество на более высокий уровень», — убежден он.
«За последнее время проделана большая работа на экспертном, правительственном уровне», — констатировал Путин. Многое сделали и главы правительств. Подготовлен основательный договор в 600 страниц. «Но дело даже не в том, сколько там страниц. Дело в том, что по содержанию это документ, который дает нам сделать еще один шаг в углубление нашего взаимодействия», — оценил он.
«Мы можем качественно изменить наше сотрудничество, — рассчитывает глава Российского государства. — Это позволит нам выйти на повышение конкурентоспособности наших экономик, сделать их более эффективными, привлекать внутренние и внешние инвестиции. Этот огромный рынок в 170 миллионов человек, который мы с вами создали, может приобрести совершенно новое качество, дополнительно приобрести привлекательности и быть более эффективным и содержательным». «Да, есть некоторые вопросы, которые на экспертном уровне не полностью еще доработаны», — признал Путин. Но компромиссы возможны, добавил он.
Разговор о евразийской интеграции назрел, считает президент Белоруссии. «До подписания договора о Евразийском экономическом союзе осталось совсем мало времени. Возникает вопрос, с чем мы придем к этому событию», — добавил он. «Сформировался уже круг вопросов, по которым мнения сторон, к сожалению, расходятся. И этот перечень настораживает», — заметил Лукашенко. «Нам сегодня предлагают оставить нерешенными те проблемы, которые надо было бы разрешить еще на предыдущих этапах, — посетовал он и подчеркнул: — Не должно быть никаких ограничений движений товаров, какими бы чувствительными они бы ни были». Особенно это касается энергоносителей.
«Подходы, которые заявляются в переговорах, вызывают много вопросов», — полагает Лукашенко. «Если не готовы принимать меры сейчас, надо это открыто признать», — сказал он. Высказываются опасения, что будут сложности экономического и бюджетного характера, заметил белорусский лидер: «Но может быть, тогда и говорить о Евразийском экономическом союзе надо лет через 10, если мы сегодня не готовы». «Нас никто не толкает в спину, все графики устанавливаем сами, — заключил он. — Но превращать интеграцию в процесс ради процесса… думаю, нам не нужно». «Без откровенного мужского разговора сегодня не обойтись», — заявил Лукашенко и дал понять, что Беларусь к нему готова.
По наиболее чувствительным вопросам предусмотрены переходные периоды, заметил президент Казахстана. «Наши коллеги, эксперты оставили нам вопросы, по которым они не договорились», — подчеркнул он и предложил их обсудить по-товарищески. «Я тоже за то чтобы лошадей не гонять, — сказал Назарбаев и заключил: — Мы консенсус всегда находили и уверен, что будем находить».
Лидеры вновь согласились с тем, что новые участники Союза должны пройти все этапы, что и его основатели. «Принятие новых членов должно быть по принципу — без особых условий и статусов, — выразил общее мнение Лукашенко. — Это будет справедливо в первую очередь по отношению к нашим странам, которые выстрадали все этапы интеграционного процесса». «К Союзу проявляют интерес другие наши партнеры, — подтвердил Назарбаев: — С самого начала они должны выполнить то, что мы уже прошли».