В Донецке вечером 23 июня прошли переговоры по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины. В них приняли участие представители официального Киева и самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, а также России и ОБСЕ. Договориться удалось о прекращении огня до утра пятницы. Митингующие перед зданием администрации Донбасса не были рады видеть официальных представителей Киева в Донецке. С криками «Киеву — позор» они обступили машину Леонида Кучмы, экс-президента Украины. Встреча официальных лиц была не столь эмоциональной. Противоборствующие стороны, как выяснилось, могут вести диалог. Впервые за общим столом присутствовали и Кучма — представитель Киева, и премьер-министр Донецкой народной республики Александр Бородай. Лидеры восточных регионов пошли на встречу властям Украины и объявили о временном прекращении огня.
Договорились стороны и не передислоцировать воинские группировки. За соблюдением мирного режима будут наблюдать Россия и Организация по безопасности Совета Европы. От ОБСЕ на встрече присутствовала Хайди Тальявини, опытный дипломат. Она представляла организацию в Боснии и Герцеговине, в Южной Осетии, в Чечне и Грузии. Во время речи Хайди Тальявини внезапно зазвучал гимн России — это звонил телефон одного из участников встречи. Политики первый раз за вечер улыбнулись. Но потом опять говорили серьезно.
За кадром осталась сцена прощания участников. Непонятно, пожали они друг другу руки или нет. Но эта встреча, конечно, особенная — такого еще никогда не было. Реальные лидеры восточныых регионов и представители Киева за один стол еще никогда не садились. При этом сказать, что мирные переговоры начались, нельзя. Посол России на Украине Михаил Зурабов пояснил, что речь пока идет только о предварительных консультациях.
На линии соприкосновения украинской армии и ополчения Донбасса теперь будут работать международные наблюдатели — комиссия ОБСЕ и представители России. До окончания режима прекращения огня — всего несколько дней, но есть надежда, что его срок действия продлят, и начнется полноценный переговорный процесс. После встречи на столе остались карандаши и белая неисписанная бумага. Означает ли это, что отношения Киева и регионов востока Украины теперь начнутся с чистого листа — еще вопрос. Но надежда на это есть.