Во вторник в центре Киева должно состояться когда-то популярное, но вышедшее из политического обихода мероприятие — так называемое «вече», оно же обобщенно — «майдан». Именно в ходе такого сборища разгоряченная толпа в прошлом феврале решила не исполнять договоренности с президентом Виктором Януковичем и пошла на штурм правительственного квартала. На сей раз массовку собирает главарь «Правого сектора» (по решению Верховного Суда РФ эта экстремистская группировка запрещена в РФ). Дмитрий Ярош, обещающий изгнать новую власть, которая предала идеалы старого «майдана». И действительно, лозунг грядущего народного с ходу звучит угрожающе для Порошенко — «Долой власть предателей!». К мобилизации Ярош призвал всех сторонников, прямо дав понять, что для них это своего рода «последний бой»: эти два слова он даже выделил заглавными буквами.
Депутат Верховной рады Ярош также обвинил власть в том, что она «наживет миллиарды» и затягивает выгодную себе войну, в то время как они — истинные патриоты — проливают кровь. В список обвинений добавлено и намерение официального Киева «сдать врагу наши территории», а также уничтожить добровольческое и волонтерское движение. Кроме того, Ярош призвал всех своих «братьев по оружию» из Нацгвардии, Вооруженных сил (ВСУ), пограничной службы, МВД и Службы безопасности (СБУ) «не исполнять преступных приказов властных барыг».
Впрочем, пока «побратимы» все-таки формально исполняют приказы командования. Так, спустя всего-навсего неделю после начала операции по поимке боевиков «Правого сектора» (ПС) из Мукачево СБУ и Нацгвардии уже удалось вплотную приблизиться к «террористам» — именно так сейчас именуют этих «конкретных псов» официальные СМИ. С десяток единиц бронетехники окружили гору Яворник, на склонах которой предположительно скрываются шесть оставшихся боевиков, и по ним даже был нанесен ракетный удар с вертолета Ми-8.
Но о феноменальных результатах и точности стрельбы Военно-воздушные силы Украины (вместе с флотом и инженерными войсками не помянутые Ярошем в обращении) пока не сообщают. Равно как на момент подписания номера собранная у горы бронетехника и подразделения спецназа так и не пошли вперед и вверх, в решительное и триумфальное наступление на горстку боевиков.
Создается впечатление, что вся эта неделя так или иначе была потрачена администрацией президента Порошенко на переговоры с Ярошем и попытки хотя бы внешне умиротворить ситуацию. При этом в экстренном порядке власти пытаются навести порядок в Закарпатье: туда приехал новый-старый губернатор Геннадий Москаль (в 2001-2002 годах он уже возглавлял регион), срочно отозванный из Луганской области, проведена смена глав районов и милицейского руководства и дано обещание ввести там такую же «красивую», как и в Киеве, полицию. То есть все средства брошены на возвращение контроля над регионом, готовым удариться в ересь «сепаратизма».
Но криминальная хроника говорит, что этого недостаточно: в субботу группа неизвестных в масках напала на охраняемый железнодорожный тоннель неподалеку от того же Мукачево, был тяжело ранен охранник, успевший вызвать подкрепление. Одновременно с этим во Львове прошел массовый марш за «автономизацию» Галичины и против действующей власти. И хотя флагов ПС на марше не было, на флагштоке у обладминистрации именно красно-черное полотнище теперь занимает место флага ЕС, а боевики с такими же шевронами наводнили город.
Как развернутся события на вторничном «вече», сегодня не возьмется предсказать никто: ресурс для мобилизации масс у Яроша есть, и недовольство Порошенко растет в обществе как на дрожжах. С другой стороны, тот же Ярош и его ПС уже год пытаются стать официальной и насколько возможно респектабельной политической силой. Они уже не раз грозили власти, но неизменно выпускали пар в свисток.
Правда, теперь и Ярош для некоторых своих боевиков уже не самый главный патриот — в недрах ПС уже формируются группировки недовольных, называющих его «бизнесменом», призывающих к «черному переделу» и приходу настоящего нацизма и фашистской диктатуры. Опасность такого развития событий, не исключено, поможет Порошенко и Ярошу найти общий язык.