Россияне не интересуются выборами в Госдуму, не верят, что они пройдут честно, и полагают, что кампания станет борьбой политических кланов или финансово-промышленных группировок, свидетельствует опрос Левада-центра. В то же время граждане России точно знают, что стране требуется частичная или полная смена депутатского корпуса и окончание монополии одной партии, имеющей в Думе большинство. Среди россиян царит глубокий скепсис по отношению к выборам в Государственную думу, которые пройдут 4 декабря. Таковы данные последнего опроса Левада-центра, предоставленные «Газете.Ru» Лишь двое из пятерых респондентов (40%) в той или иной степени проявляют интерес к парламентским выборам.
Причем лишь каждый десятый дал на этот вопрос уверенно положительный ответ. 38% опрошенных сказали, что скорее не заинтересованы в выборах, а 16% твердо ответили на этот вопрос отрицательно. Еще 6% не определились. Почти половина россиян не видят в выборах их главного предназначения – осуществления представительной власти суверенного народа. 43% опрошенных считают, что выборы организованы в интересах властей, чиновников или предпринимателей. Из них 17% уверены, что выборы представляют собой «чистую формальность, которая нужная для самой власти, а не для народа», 14% говорят о них как о выражении борьбы политических кланов, по 6% респондентов считают выборы погоней за депутатскими мандатами для защиты от уголовного преследования или лоббирования интересов собственного бизнеса или финансово-промышленных групп.
В совокупности 53% опрошенных Левада-центром заявили, что предназначение голосования 4 декабря – это выборы «тех, кто будет составлять законы, необходимые для страны и ее граждан», «уважаемых и достойных людей», которые будут определять основные направления политики государства и контролировать бюрократов и чиновников. При сужении числа вариантов ответов до двух расклад голосов меняется. Когда россиян спрашивают, будут ли в 2011–2012 годах «действительно проходить всенародные выборы» или «под видом выборов (…) будет проходить борьба бюрократических кланов за доступ к государственному бюджету», первый вариант ответа выбирает лишь 21% респондентов, а второй – целых 60%. 19% не смогли выбрать между этими вариантами. Будущие выборы будут проходить с подтасовками в пользу «Единой России», уверены две трети россиян.
Не ждут никаких манипуляций или подтасовок на выборах всего 14% россиян, 26% ждут, что местные администрации будут оказывать на избирателей давление, 22% уверены в использовании на выборах «грязных» технологий и слива компромата, по 21% считают, что разные партии не получат одинакового доступа к СМИ, а сами они будут заниматься подкупом избирателей. Еще 19% уверены, что федеральные телеканалы будут освещать избирательную кампанию предвзято. Такая же доля респондентов ожидает манипуляций со списками избирателей или бюллетенями на избирательных участках, 15% – прямых подтасовок результатов голосования, 13% – предвзятости при процедуре регистрации предвыборных списков.
Если подтасовки будут, то выиграет от них в первую очередь правящая «Единая Россия», уверены 62% респондентов. Остальные партии от фальсификаций почти ничего не получат – ЛДПР и КПРФ главными выгодоприобретателями назвали 5%, «Справедливую Россию» – 3%, Яблоко – 2%, а «Правое дело» – 1%. Не смогли назвать, кому были бы выгодны нечестные выборы, еще 29% респондентов.
Несмотря на отсутствие интереса к выборам и сомнения в их честности, россияне сохраняют надежду, что после них жизнь их самих, их семьи и в стране в целом улучшится. 55% опрошенных заявили, что надеются на улучшение жизни в целом в стране. Пессимистов значительно меньше: 30% сомневаются в том, что после выборов что-то изменится, еще 8% боятся ухудшения, и лишь 3% твердо уверены, что все станет только хуже.
Деятельность нынешней Думы большинство россиян (67%) не одобряют, а более трети (36%) вообще не знают, чем занимаются законодатели. Абсолютное большинство хотело бы полной или частичной смены депутатского состава. Россияне фактически не осведомлены о том, каковы политические цели и предпочтения народных избранников. Твердо смогли ответить на этот вопрос лишь 3% респондентов. 57% заметили, что представляют себе, чем занимаются депутаты, «в общих чертах».
Незнание, в чем заключается практическая политическая деятельность думцев, не мешает россиянам требовать их смены. 38% респондентов заявили, что хотели бы, чтобы состав Государственной думы существенно обновился, а 26% высказали пожелание полной смены депутатского состава. Вполне удовлетворяют нынешние обладатели депутатских мандатов лишь 10% их потенциальных избирателей.
Россияне хотели бы смены не только состава, но и формата формирования нынешней Госдумы. 48% россиян считают, что для страны было бы лучше, если бы ни одна партия не получила большинства в нижней палате парламента, а 27% предпочитают нынешний вариант, когда одна партия контролирует большинство. Четверть опрошенных не смогли сказать, какой хотели бы видеть следующую Думу. Когда речь заходит о том, кто мог бы прийти на смену действующим депутатам, россияне пребывают в растерянности. Общественное мнение не хочет присутствия в Госдуме ни одного внесистемного лидера, от радикала Эдуарда Лимонова до либерала Владимира Рыжкова. Такое же отношение и к Дмитрию Рогозину, когда-то бывшему надеждой российских патриотов.
Меньше всего хотели бы видеть в Госдуме лидера незарегистрированной партии «Другая Россия» Эдуарда Лимонова (7%). Следом за ним следует бывший премьер Михаил Касьянов, сопредседатель другой незарегистрированной партии ПАРНАС (12%), и его коллега Борис Немцов (16%). По 20% россиян приветствовали бы появление на Охотном Ряду третьего сопредседателя ПАРНАСа Рыжкова, одного из лидеров движения «Солидарность» Гарри Каспарова и лидера Конгресса русских общин Рогозина, занимающего пост постпреда России при НАТО.
Самый низкий отрицательный рейтинг у Рыжкова – 43%, вслед за ним идут Рогозин (45%), Каспаров (51%), Немцов (55%) и Касьянов (56%). Целых 60% не хотели бы видеть в Думе Лимонова. Опрос был проведен среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше 19–23 августа 2011 года. Его статистическая погрешность не превышает 3%.