Почти за полтора месяца до дня голосования 36% из 20 тыс. 609 проголосовавших поддержали КПРФ, 9% – ЛДПР, 8% – партию «Яблоко», по 7% опрошенных готовы были поддержать «Единую Россию» и «Справедливую Россию». Поставить галочку за «Правое дело» в конце октября готовы были 2%, за «Патриотов России» – 1%. Не ходить на выборы или испортить бюллетень намеревались по 9% опрошенных. Ни одну из перечисленных партий не готовы были поддержать 12% пользователей. К концу ноября лидер опроса остался прежним, потеряв за месяц лишь 1%: коммунистов намерены поддерживать 35% читателей из 23 тысяч 960 проголосовавших. На процент подтянулись либерал-демократы, набрав 10% голосов.
Серьезно подросли результаты «Яблока» – с 8% до 11%. Не исключено, что на рост популярности «яблочников» повлияла массированная рекламная кампания, которая по масштабности, например, в Москве вполне может конкурировать с количеством баннеров партии власти. Большим ростом процентных пунктов может похвастаться только «Справедливая Россия»: результат ее поддержки увеличился почти в два раза — на 6%, дойдя до 13%. Не исключено, что к справедливороссам, которые строят свою кампанию в первую очередь на критике партии власти, повернулись противники «Единой России». Впрочем, полученная цифра не дотягивает до заявляемых лидером СР Сергеем Мироновым 15%.
«Единая Россия» прибавила в опросе один процентный пункт, набрав 8%. Таким образом, прослеживается явная тенденция во что бы то ни стало не голосовать за партию власти. Альтернативой «медведям» выступают коммунисты, но, вероятно, не столько из-за своей программы, сколько из-за реально высоких шансов прохождения в Госдуму. В Интернете прошла массированная разъяснительно-агитационная кампания, где пользователи объясняли друг другу, что голосовать стоит за заведомо «проходную» партию, в противном случае голоса практически полностью перераспределятся в пользу «Единой России» при дележке думских кресел.
Вновь велик процент тех, кто не станет голосовать ни за одну из представленных партий (6%), не пойдет на выборы (7%) или испортит бюллетень (6%). В сумме это 19% – огромное количество людей, фактически поддерживающих кампанию «Нах-нах: Голосуй против всех» Бориса Немцова. Но по сравнению с первым опросом количество таких людей существенно сократилось – на 11%. Чем ближе к выборам, тем более рационально пользователи подходят к данному вопросу, и намерены выражать свое мнение голосованием, а не демонстративным отказом от него.
Партии, гордо именующиеся «малыми», иначе как карликовыми по результатам опроса не назовешь. «Патриотов России» и правых готовы поддерживать лишь по 1% опрошенных. «Правое дело», очевидно, упустило шанс всей своей жизни, расставшись с единственным за долгие годы реальным лидером – Михаилом Прохоровым. Люди, фактически захватившие партию, так и не сумели донести до избирателя ни свои цели, ни свои обещания. В связи со столь низким результатом редакцией было принято решение не выносить на голосование предвыборные лозунги указанных партий.
Что касается голосования по партийным лозунгам, самым примечательным, пожалуй, является отношения к предвыборным обещаниям партии власти. Из 6 тысяч 897 проголосовавших подавляющее большинство (73%) заявили, что им все равно, так как они не являются сторонникам «Единой России». Вторым по популярности в данном опросе стало предложение единороссов о введении увеличенных налогов для богатых (8%). При этом аналогичный лозунг «Справедливой России» поддерживают 12% из 5 тысяч 577 проголосовавших. Из них 21% нравится тезис о контроле за расходами чиновников и членов их семей. Эту категорию не любят и голосовавшие за «яблочные» лозунги: 15% высказали в поддержку предложения об отмене привилегий для чиновников и депутатов. У ЛДПР наибольшую поддержку (24% из 5 тысяч 809 участвовавших в опросе) получил лозунг об отмене моратория на смертную казнь для террористов, наркоторговцев, крупных коррупционеров и похитителей детей.
Больше всего читателей заинтересовали лозунги коммунистов – в опросе по этой партии высказали свое мнение 9 тысяч 489 человек. Из них 15% поддерживают предложение национализировать важнейшие предприятия, столько же высказывают за направление сырьевых доходов в науку, производство и инфраструктуру, 11% выступают за идею вернуть смертную казнь и конфискацию имущества. 28% опрошенных – сторонники КПРФ и им нравится все, а «не нравится ничего» 11%.
Столь явный интерес к коммунистам среди интернет-пользователей отметили и в самой Компартии. Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников напоминает, что аудитория российского Интернета составляет уже половину жителей страны, и хотя она и не отражает всего расклада сил, коммунисты не могут проигрывать единороссам с разрывом 54 к 17, «как это вдалбливают по телевидению». Результат в 73% заявивших, что не любят ЕР, Иван Мельников назвал «приговором». «Это самый низкий антирейтинг, у ЛДПР, Яблока, «Справедливой России» он выше», – отмечает политик.
По мнению директора Центра политинформации Алексея Мухина, проведенный «Yтром» и опрос отражает точку зрения пользователей Интернета и свидетельствует о том, что Кремль проиграл в интернет-пространстве. Низкие результаты ЕР, отмечает политолог, объясняются большим количеством сторонников внесистемной оппозиции, активными в Сети. Высокие рейтинги КПРФ и СР, а также относительно высокий процент либерал-демократов демонстрируют, что пользователи Интернета испытывают симпатию к этим партиям. Успех «Яблока» Мухин связывает в первую очередь с поддержкой среди горожан, которым партия известна еще по своим старым проектам. «Но сельское население, которое вряд ли принимало участие в опросе, их похоронит», – полагает эксперт.
Вместе с тем директор Центра политинформации предостерегает: «Едва ли эти результаты будут экстраполированы на реальную картину голосования, потому что в них явно не принимали участие электоральные группы, поддерживающие правящую партию». Кроме того, полагает эксперт, многие из проголосовавших вряд ли пойдут на избирательные участки: «психологически они уже выполнили свой гражданский долг и скорее предпочтут не идти на выборы, а заняться своими личными делами».