Дом принадлежит заводу, и люди устраивались на работу специально, чтобы получить жильё. При том, что зарплата мизерная — и это ещё мягко сказано. Потом когда-то успешное предприятие купили украинские бизнесмены и всех сократили. Жильцы заводской пятиэтажки знают: через год им предстоит покинуть успевший стать для многих родным дом и искать другое жильё. Хорошие ожидания в поселке Машзавод не сбываются. В новом доме номер 3 по улице Троян — служебное жилье, Каменский машиностроительный завод предоставил эти квадратные метры молодым специалистам на время — и это было указано в контрактах. Тем не менее люди со всей области ехали сюда именно за квартирами — платили на предприятии мало.
На второй волне кризиса горное оборудование Каменского машиностроительного потеряло спрос. Предприятие выкупил украинский холдинг, перепрофилировал его на ремонт угледобывающей техники. Лишних работников уволили. В доме на Троян проживают 58 семей рабочих, попавших под сокращение. Им завод предложил выкупить квартиры по льготной цене — 17 тысяч рублей за квадратный метр. Идея поначалу показалось правильной всем сторонам — предприятие без социальной напряженности избавлялось от непрофильных активов, а новые безработные не попадали в разряд бездомных. Согласие рухнуло после первых визитов в банк за ипотекой.
Работодатель дал жильцам год на решение квартирного вопроса. В неофициальных комментариях руководители «Горных машин» намекают на возможные отсрочки платежей, даже на смягчение условий выкупа, прощение многодетных и заслуженных. Но отказываются подтвердить это официально. Сытниковы рассчитывают на государство — в семье трое детей, и на родственников — которые могут дать в долг. Супруг из машиностроителей ушел в таксисты и до следующего лета не заработает даже на первоначальный взнос.
Никто из квартиросъемщиков не подает в суд на бывшего работодателя — тот прав по всем статьям жилищного Кодекса. Квартиры — ведомственные, соответственно, работник, потеряв связи с предприятием, обязан съехать. Суровый закон не различает — по собственному желанию разорваны трудовые отношения, либо в результате массового сокращения штатов. Справедливость здесь ищут всем женсоветом — мужчины разъехались на заработки. Вот письма местной власти, вот областной. Обращались в Госдуму и к президенту — но дом 3 по улице Троян ныне под юрисдикцией иностранного государства, социальными объектами неблагополучного Машзавода распоряжаются украинские предприниматели.