Новость о том, что в Москве могут появиться православные дружины, всколыхнула Интернет. После того, как она поднялась в топ ЖЖ, прошло совсем немного времени, и ее уже комментировали и в мэрии, и в МВД, и в правозащитных организациях. О начале патрулирования добровольными православными дружинами Москвы и области объявил в Сети руководитель Русского Православного движения «Святая Русь» Иван Отраковский. «При обнаружении лиц, совершающих кощунственные действия в отношении православных святынь, оскорбляющих православную веру, проявляющих агрессию к священникам, мы оставляем за собой право принимать соответствующие меры», – говорится в обращении Отраковского. Активисты движения «Святая Русь» утверждают, что они призывают не к физической расправе, а к справедливому наказанию, не к наступлению, а к защите.
«Пора напомнить богоотступникам и богоборцам, что мы хозяева на нашей земле и запретить любые кощунственные, оскорбительные действия и высказывания в отношении Православной веры и нашего народа будь то любое «искусство», шествия, учения и прочее, несущее в себе богохульство, ересь, растление, разврат», — пишет Отраковский. Некоторые московские и подмосковные храмы уже охраняют около 50 дружинников. Из их числа созданы семь мобильных транспортных дружин, а также пешие группы по 5-10 человек.
«Наша задача — при любых действиях против священников, против православных святынь и культурных ценностей пресекать это в рамках закона. Мы обезоруживаем человека, вызываем полицию и выдаем нарушителей в руки правоохранительных органов, когда налицо хулиганство и вандализм», — поясняет Отраковский. По его словам, ежедневно в движение поступает около двух тысяч писем с просьбами разъяснить, как можно стать дружинником. Руководитель движения «Святая Русь» подчеркивает, что дружинники будут действовать строго в рамках закона и координировать свою активность с полицейскими. Однако власти Москвы идею православных дружин считают вредной. «Я считаю, что это неправильный подход. Это, наоборот, раскалывает общество, у нас многоконфессиональное государство», — сказал глава департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров.
Он отметил, что деятельность народных дружин регламентирует специальный закон города Москвы, а это — «частная инициатива». «Если говорить о дружинах, которые будут иметь конфессиональную или национальную направленность, то, мое мнение, что это не продуктивный путь развития данного рода деятельности», — заявил Майоров. Глава старейшей в РФ независимой правозащитной организации Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, в свою очередь, заявила, что появление в московском регионе добровольных православных дружин приведет к негативным последствиям.
«Православные святыни будут охранять православные дружины? Тогда необходимо создать добровольные дружины, которые будут охранять и мусульманские святыни, и еврейские. Можно подумать о создании атеистических дружин — люди ведь имеют право быть атеистами, — рассуждает Алексеева. — Будут эти дружины ходить и требовать справедливого наказания. Представляете, что получится в нашей мультирелигиозной и мультинациональной стране? Или у нас православие стало государственной религией без изменения Конституции?»
В МВД РФ заявления о совместном патрулировании улиц Москвы и Подмосковья сотрудниками правоохранительных органов и добровольными православными дружинами считают преждевременными и утверждают, что в министерстве внутренних дел он «пока не прорабатывался». А вот председатель синодального отдела по взаимоотношению Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин считает, что защищать храмы и святыни от участившихся случаев хулиганства и актов вандализма могут и должны представители православной общественности.
«Всегда в православной традиции такая защита являлась долгом православного народа, — отметил он. — Православные призваны этот долг исполнять, но, конечно, делать это в рамках закона». «К сожалению, не всегда удается преступления предотвратить и не всегда они адекватно пресекаются и наказываются. И это, на самом деле, серьезная проблема, потому что такие действия очень опасны для гражданского мира в стране, — считает отец Всеволод. — Сейчас очень важно добиться того, чтобы любой такой случай был либо предотвращен, либо наказан». Идею создания православных дружин поддержал и заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Хазрат Аббясов. По его словам, приверженцы религий должны защищать свои святые места.
Аббясов не исключает, что возможно и создание аналогичных мусульманских дружин. Подобная практика уже существует при проведении крупных торжеств, например, по случаю Уразы-Байрама и Курбан-Байрама. Правда, речь идет о волонтерах, которые работают у мечетей во время служб, а не о патрулировании улиц. По словам Аббясова, это задача правоохранительных органов. 21 февраля 2012 года несколько участниц группы Pussy Riot, закрыв лица масками, устроили в Храме Христа Спасителя так называемый панк-молебен. Акция и последующее уголовное преследование девушек вызвали огромный общественный резонанс. По обвинению в хулиганстве были задержаны три участницы группы — Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина. 17 августа суд приговорил всех трех участниц группы к 2 годам лишения свободы в колонии общего режима. Защита планирует обжаловать приговор Хамовнического суда в Мосгорсуде.
После этой акции стали раздаваться призывы усилить охрану православных объектов, поскольку неизвестные, выступающие в поддержку участниц группы Pussy Riot, осквернили несколько православных храмов, а в Киеве ради поддержки девушек из Pussy Riot полуголые активистки Femen спилили Поклонный крест, установленный в память о жертвах сталинских репрессий. После вынесения участницам панк-группы приговора, киевские феминистки заявили, что «едут в Россию пилить кресты».