Спектакль о любви паровозов. В Студии театрального искусства показали спектакль «Рамона». Он о любви, но не людей, а паровозов. Они встречаются ночью, вдали от посторонних глаз. Долго разговаривают, обнявшись. Назначают место встречи – как обычно, на железнодорожной станции. В спектакле Резо Габриадзе это — территория любви. Но не людей, а локомотивов: Эрмона и Рамоны. От настоящих актеров они мало чем отличаются, говорит режиссер. За пять лет, что существует спектакль, набрались мастерства. Выучили новые мизансцены, измененный текст, примерили другие костюмы. Все, чтобы убедить зрителя – хоть «Рамону» в Москве уже видели, эта постановка – премьера. «Этот спектакль был сделан буквально на улице, а сейчас мы сделали все более продуманно и основательно», — сказал режиссер Резо Габриадзе.
Для Резо Габриадзе сказка о локомотивах, как черно-белая фотография из семейного альбома. Посмотришь, и вспоминаешь не только событие, но и разговоры, даже запахи. В его «Рамоне» паровозы обсуждают, что пахнут углем в мокрую погоду. А клоуны живут в шапито с брезентовой крышей, прохудившейся от старости и пыльной от ароматных опилок. Грусть о том, что, кажется, ушло навсегда передается и самим героям. Рамона плачет о своей счастливой жизни. Клоун вспоминает о былом триумфе. Все борются, хотят изменить судьбу, но не могут. Таков сценарий пьесы «современного Ганса Христиана Андерсона», как критики часто называют Резо Габриадзе.
Сценарист самых пронзительных фильмов Данелия: «Мимино», «Кин-Дза-дза», «Не горюй» Резо Габриадзе еще и великий кукольник. Он объехал со своим театром полсвета, был участником престижных фестивалей в Италии, Германии и Франции. Как и киногерои, его марионетки немного трагичные и сентиментальные. Уже больше тридцати лет Резо Леванович создает их своими руками. На создание каждой куклы уходит не один месяц. Частью костюма может стать все, что угодно: и старые вещи самих кукловодов, и антикварные украшения, и ткань от старой палатки. Финальный этап «оживления» — голос. В «Рамоне» персонажей озвучивают Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Роман Карцев. Они и делают из марионеток настоящих актеров.
«Кукла, подвешенная на ниточках, более живая, чем живой персонаж. Она живет сама по себе, своей собственной жизнью, я даже не знаю, какой жизнью она живет, когда висит на гвоздике – у нее и там продолжается жизнь», — уверен мультипликатор Юрий Норштейн, Народный артист России. Сентиментальность в спектакле Габриадзе превращается в реквием. Рамона умирает от тоски. Эрмон рвется к любимой вне расписания и погибает. О том, что на сцене не живые люди, а паровозы, к концу спектакля зрители точно забудут, говорит режиссер. Ведь куклы не умеют притворяться, а значит, именно они – самые искренние актеры.