Поиск

Стагнация в России довела до сокращения налоговых поступлений

567 0

Стагнация в России довела до сокращения налоговых поступленийНалоговые поступления в России в первом полугодии 2013 года сократились на полпроцента. Цифра, казалось бы, небольшая, но даже рост поступлений в бюджеты, если он не превышает уровня инфляции, приводит к тому, что государство или региональные власти оказываются не способны поддерживать траты на уровне прошлых лет. Снижение зафиксировано впервые после кризиса 2008-2009 годов и косвенно свидетельствует об экономической стагнации. Основной ущерб от недобора несут регионы, которые и так тяжелее переживают спад, чем федеральный бюджет. По данным ФНС, в первой половине 2013 года в консолидированный российский бюджет поступило 5,433 триллиона рублей, что на 0,5 процента меньше, чем в прошлом году.

При этом в первые три месяца доходы росли на 6 процентов, а затем случился провал. Впрочем, даже показатель первого квартала является крайне скромным на фоне, например, прошлогоднего, когда объем собираемых налогов вырос на 13 процентов. Федеральный бюджет по поступлениям налогов оказался в небольшом плюсе, прибавив по сравнению с аналогичным периодом 2012 года 2,1 процента. Муниципалитеты получили на 12,6 процента больше, чем в прошлом году, а вот на региональном уровне дела обстояли крайне неважно — там сокращение доходов составило 5,2 процента.

Первой и очевидной причиной недобора стал обвал налога на прибыль. Как известно, из 20-процентной ставки налога в Москву поступают 2 процентных пункта, остальное достается субъектам федерации. Так как налог на прибыль сильнее всего проседает в случае экономических неурядиц, то и страдают от них преимущественно региональные бюджеты. В первом полугодии налогооблагаемая база резко сократилась — прибыль организаций упала на 16,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соответственно, сборы налога на прибыль обрушились сразу 23 процента.

По НДС сокращение составило 2,8 процента (до 979 миллиардов рублей). По этому налогу падение связано не со снижением экономической активности, а с массовым возвратом НДС крупным налогоплательщикам. Дело в том, что компании завершили инвестпроекты и потребовали возмещения налога, которое им полагается по закону. В частности, закончилась подготовка к разработке ряда месторождений и завершен ремонт НПЗ. Не стоит забывать и об Олимпиаде в Сочи — спортивные сооружения к Играм-2014 были достроены как раз в 2012-2013 годах.

Вычеты по налогу накапливались последние несколько лет, и в текущем году настало время платить по счетам. К концу года объем возврата НДС корпорациям (в том числе и крупнейшим из числа государственных) должен составить около полутора триллионов рублей, то есть до половины от ожидаемого уровня сборов. Рост по сравнению с прошлым годом составит 400 миллиардов рублей. При этом в первом квартале увеличение объемов возврата к аналогичному периоду равнялся всего 100 миллиардам, так что основные потери для бюджета еще впереди.

В федеральном бюджете на 2013 год сказано, что расходы страны не должны превысить доходы более, чем на 521 миллиард рублей. Тем не менее, в первой половине года сначала независимые эксперты, а потом и сам Минфин дали несколько пессимистических прогнозов по бюджету, в которых дефицит оценивается в 668-1000 миллиардов рублей. Впрочем, пока эти прогнозы не оправдываются: в первой половине 2013 года профицит федерального бюджета составил почти 307 миллиардов рублей.

В отчете, который представил глава ФНС Георгий Мишустин президенту Владимиру Путину, есть и светлые (с точки зрения наполнения госбюджета) стороны. К примеру, сборы подоходного налога взлетели на 54 процента, а объем выплат по имущественным налогам увеличился на 15,7 процента. При прочих равных такие цифры могли бы привести к профициту региональных бюджетов (и НДФЛ, и имущественные налоги делятся между субъектами и муниципалитетами), но на деле они не могут заткнуть дыру, образовавшуюся от потерь по НДС и налогу на прибыль.

Рост сборов НДФЛ при падении налогов на прибыль означает, что налоговая нагрузка в этом году серьезно перераспределяется с плеч корпораций на физических лиц. Такая ситуация вполне вписывается в мировой тренд, в рамках которого частники, привязанные к своей стране, вынуждены отдавать все больше и больше, тогда как транснациональные корпорации находятдесятки способов избежать уплаты налогов. Здесь вновь возникает вопрос о «деофшоризации» экономики, про которую последние полгода в правительстве и Кремле говорят постоянно. Вполне вероятно, что давление на бизнес, в том числе и с госучастием, в ближайшее время усилится — с учетом того, что за усиление налоговой дисциплины среди корпораций решили взяться во всем мире сразу.

В условиях хорошей собираемости НДФЛ у чиновников может возникнуть искушение поднять этот налог, один из самых низких в Европе. Хотя официальная позиция Белого дома и Кремля заключается в том, чтобы налог не трогать, разговоры о прогрессивной (а не плоской, как сейчас) шкале подоходного сбора не прекращаются. Правда, подъем должен быть хорошо просчитан: у россиян есть большой опыт «укрывания» зарплат в конвертах, к которому они легко смогут вернуться, если налог вырастет существенно. Если же правительство решится на увеличение сбора на пару процентных пунктов, то это не приведет к существенному эффекту для государства.

Федеральный бюджет выглядит устойчивее региональных не только потому, что ориентируется на другие, менее «рисковые» налоги, но и потому, что собирается в том числе и из таможенных сборов. Правда, по пессимистическому прогнозу Федеральной таможенной службы, из-за снижения импорта Россия может недополучить 104 миллиарда рублей, но эта сумма может быть частично компенсирована за счет роста доходов от экспорта нефти и газа. В Минфине полагают, что при существующих ценах на нефть «сырьевые» сборы принесут бюджету 6,09 триллиона рублей вместо ожидавшихся 5,93 триллиона.

Все отрицательные прогнозы на самом деле впоследствии могут показаться весьма оптимистичными. Это случится, если экономика страны продолжит движение по той же траектории, что и в начале года. ВВП России в первом полугодии вырос всего на 1,7 процента, но с учетом неблагоприятной (за исключением, может быть, нефтяных цен) конъюнктуры в мире эти темпы могут снизиться еще сильнее. И хотя возможность рецессии и даже длительной стагнации в стране чиновники отвергают, снижение цен на нефть, а вместе с ними и деловой активности россиян могут вычеркнуть из бюджетных доходов сотни миллиардов или даже триллионы рублей. В таком случае правительству придется думать не о помощи конкретным регионам, сильнее других пострадавшим от снижения сборов налога на прибыль, но о всей стране в целом.

Комментарии
comments powered by HyperComments