Энергетические проекты на Украине могут получить $6 млрд, причем предоставит их не российское государство, а коммерческие банки. Эксперты сомневаются в экономической эффективности украинских проектов, а политологи отмечают, что Россия в погоне за сохранением влияния на Украину готова пренебречь экономическими интересами в пользу геополитических. Россия готова профинансировать украинские проекты в атомной энергетике. Уполномоченный украинского правительства по вопросам сотрудничества с Россией Валерий Мунтиян заявил, что такие договоренности были достигнуты в ходе заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии. По словам Мунтияна, эти договоренности предоставляют Украине возможность получить кредиты на сумму $6 млрд. Причем эти деньги предоставят российские коммерческие банки.
«Для российского бюджета риска никакого нет — именно потому, что финансирование будет производиться за счет коммерческих банков, — комментирует Владислав Григоров из Экономической экспертной группы. — Для самих банков риски также невелики, так как энергетика всегда стабильна, на энергоресурсы всегда есть спрос». В частности, речь идет об организации на Украине производства ядерного топлива для реакторов типа ВВР-1000, а также о строительстве 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС.
Кроме того украинский чиновник отметил, что это позволит Киеву привлечь инвестиции и совместно с Россией финансировать такие проекты, как Каневская гидроаккумулирующая электростанция, завершение строительства второй очереди Днестровской ГАЭС, расширение Каховской ГЭС, строительство предприятий на основе Новоконстантиновского месторождения урановых руд, Ташлыкской ГАЭС и в целом энергетического комплекса Южно-Украинской АЭС. При этом, по словам Мунтияна, Украина использует именно российские технологии как наиболее совместимые с технологиями, применяемыми в настоящее время на Украине.
Старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев указывает, что украинский рынок электроэнергии значительно отстает от российского — как по уровню цен, так и по уровню регулирования. Кроме того, существует проблема неплатежей за электроэнергию. «И здесь встает вопрос о стоимости кредитов, которые могут предоставить коммерческие банки, — говорит Кондратьев. — Если Россия кредитует свои атомные проекты примерно под 4% годовых, причем, как правило, на 12–15 лет, то коммерческие банки вряд ли будут заинтересованы в предоставлении кредита на таких условиях.»
А при более жестких условиях экономическая эффективность украинских проектов, учитывая низкие цены на электроэнергию и платежи, становится сомнительной. По словам главы Фонда энергетического развития (ФЭР) Сергея Пикина, единственный из перечисленных проектов, в экономической эффективности которого не возникает сомнений, — это производство ядерного топлива. «Это востребованный продукт, его можно выгодно продать не только на территории Украины, но и в соседних странах», — поясняет эксперт.
А вот с проектами АЭС, ГАЭС и ГЭС ситуация не столь определенная. Во всяком случае, для русских инвесторов. Глава ФЭР напоминает, что электроэнергия на Украине стоит дешевле, чем в России. «Выгоднее было бы вложить эти средства в строительство мощностей в России», — говорит Пикин. По его словам, сейчас в России наличествует избыток произведенной электроэнергии, но многие станции неэффективны. Их следовало бы выводить из строя.
«Однако в финансировании украинских проектов более важна политическая составляющая. Россия пытается придать украинской экономике максимальный импульс к росту, — поясняет глава ФЭР. — При том, что в самой России, по прогнозам на 2014 год, экономический рост составит около 0–1%».
В последнее время Россия действительно выделяет Украине крупные суммы и идет на экономические уступки. По декабрьским договоренностям Киев получил примерно 30-процентную скидку на российский газ (новая цена составила $268,5 за 1 тыс. кубометров). Украинский президент Виктор Янукович ранее заявлял, что снижение цены позволит Украине в 2014 году сэкономить около $3 млрд. Кроме того, Москва пообещала выделить $15 млрд для решения проблем Украины с государственными финансами в 2013–2014 годах.
Причем деньги эти будут выделены из Фонда национального благосостояния, то есть фактически из пенсий российских граждан. На 1 декабря 2013 года в ФНБ было $88 млрд. Таким образом, Украина получит около 17% Фонда национального благосостояния. Государственный Внешэкономбанк в 2014 году намерен предоставить украинским предприятиям кредит на $700 млн. Помимо этого, как заявил в четверг Валерий Мунтиян, Россия намерена инвестировать $4 млрд в украинское судостроение. Считается, что Россия таким образом расплачивается с Украиной за то, что Киев отказался от евроинтеграции.
Впрочем, обе стороны неоднократно заявляли, что экономические вопросы к евроинтеграции никакого отношения не имеют. «Экономика Украины неэффективна и энергоемка, и Россия заинтересована в сохранении такого положения вещей, — комментирует политолог Дмитрий Орешкин. — Путем предоставления льгот и кредитов Россия не дает украинской экономике качественно измениться, зато сохраняется зависимость Украины от России, Украина остается в российской сфере влияния. Мы видим доминирование геополитических и оборонных приоритетов над экономическими».