Ситуация в российской экономике стабильная, заявил президент Владимир Путин. А по темпам роста ВВП Россия опережает некоторые европейские страны, например Италию и Германию, и лишь доли процента не дотягивает до темпов роста США и Великобритании. Об этом Путин сообщил на заседании Экономического совета при президенте. В его открытой части. Что обсуждали за закрытыми дверями, осталось тайной. На фоне резкого падения рубля, фондового рынка и тревожной ситуации в Крыму российский президент поспешил заверить, что в стране все стабильно. «Сразу отмечу, что в целом ситуация в российской экономике стабильная», — заверил членов президиума, а через них и всех россиян Владимир Путин, открывая в среду заседание Экономического совета при президенте.
Совет решили провести не в Москве, а в Сочи, без отрыва от Паралимпиады, на которой российские спортсмены показывают стабильно высокие результаты. Официальные курсы доллара и евро 13 марта — 36,49 и 50,56 руб. соответственно. Это исторические рекорды. Ситуация вокруг Украины заставляет…? Оценить столь же уверенно успехи российского правительства Путин не решился. Тем не менее он выбрал надежный способ подчеркнуть успехи отечественного ВВП — в сравнении со стабильной Европой, экономический рост в большинстве стран которой традиционно невысок.
Российская экономика продемонстрировала «относительно положительные показатели, в том числе по сравнению с рядом ведущих европейских и мировых экономик», отметил Путин. Это было сказано по результатам прошлого года, провальность которого не отмечал только самый ленивый эксперт. «По итогам 2013 года ВВП Италии, например, сократился на 1,9%, ВВП Франции вырос на 0,2%, Германии – на 0,4%, Японии – на 1,6%, США и Великобритании – на 1,9%. Тогда как ВВП России вырос на 1,3%», — напомнил Путин, сославшись на открытые источники информации.
Несмотря на то что российская экономика выглядит неплохо, но и такого роста недостаточно, добавил Путин, не уточнив, впрочем, какой рост ВВП был бы приемлем. Ранее, в 2012–2013 годах, в качестве желаемого ориентира назывался рост в 5% ВВП. Но в последние полгода, когда рост начал замедляться, власти предпочитают не упоминать этот ориентир в публичных выступлениях.
Первые месяцы этого года тоже внушают оптимизм, считает Путин. «В текущем году отмечены некоторые тоже положительные тенденции в ряде отраслей, прежде всего в сельском хозяйстве, в сфере транспорта и связи. По сравнению с первыми месяцами прошлого года снизились показатели безработицы и, что приятно отметить, инфляции», — сказал Путин.
Ориентир по инфляции в 2013 году составлял 5–6%. В итоге он был превышен и составил 6,5% (6,6% в 2012 году). В январе этого года инфляция составила 6,1%. Но если сравнить российский рост цен, например, с европейским, то приятного для россиян будет мало. В Евросоюзе в прошлом году была зафиксирована инфляция в 1% против наших 6,5%.
Максимальный рост цен в 2013 году среди стран ЕС был зафиксирован в Австрии, Великобритании и Эстонии и составил всего 2%. Продовольствие в прошлом году больше всего подорожало в Чехии (на 4,9%), Финляндии (на 4,2%), Германии (на 3,7%) и Люксембурге (на 3,4%). В некоторых государствах ЕС цены на продукты даже снизились: в Румынии — на 1,7%, Болгарии — на 1,2%, Дании, Греции, Венгрии — на 0,5–0,6%. В России потребительские цены на продукты выросли в 2013 году на 6,2% (в среднем по ЕС — на 1,4%).
Самым последовательным сторонником сдерживания инфляции считается глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она участвовала в заседании Экономического совета, но перед камерами ничего не сообщила. Кроме Набиуллиной на совете заседали Андрей Белоусов, помощник президента, Антон Силуанов, глава Минфина, Эльвира Набиулина, председатель ЦБ, Сергей Глазьев, советник президента, и Алексей Кудрин, декан факультета высшего профессионального образования Санкт-Петербургского госуниверситета. Их выступлений журналисты тоже не услышали.
В качестве приглашенного на заседании президиума присутствовал премьер Дмитрий Медведев. Кажется, он не слишком был огорчен пониженным статусом, вошел в зал президиума вместе с президентом и пребывал в бодром расположении духа. Но и он не проронил ни слова в открытой части. В заключение своего выступления Путин призвал членов президиума обсудить также новые стимулы для развития промышленности, для запуска новых обрабатывающих производств, подумать об укреплении малого и среднего бизнеса, улучшении делового и инвестиционного климата.
На этом открытая часть мероприятия закончилась и тайна покрыла дальнейшие намерения членов президиума. Ни один из членов президиума даже не заикнулся на тему, которая сейчас на устах у всех. Это последствия политических решений России в отношении Украины и Крыма. Вопрос о таких последствиях в повестке Экономического совета кажется более чем уместным. Но президиум обошел ее стороной, пока работали телекамеры и в зале присутствовали журналисты.
И что совсем уж удивительно – ни слова не было сказано о том, как выполняются майские указы президента. Хотя еще полгода назад правительству было указано считать предвыборные инициативы не довеском, а смыслом работы правительства. В Кремле велись скрупулезные подсчеты, какой процент обязательств выполнен, а какой — нет. Теперь, похоже, и это не главное. А что главное, осталось неизвестным. Между тем в январе, когда геополитика не так сильно поддавливала экономику, как сейчас, эксперты Гайдаровского форума назвали ключевую проблему текущего десятилетия: стране необходимы структурные реформы.
Но даже трехкратное замедление темпов роста экономики не стало для властей достаточным поводом для проведения таких реформ. Правительство придет в чувство только при шоковом падении стоимости барреля ($80) и отрицательном росте ВВП. И такой сценарий вполне реален, считают эксперты. Что об этом думают чиновники, неизвестно.
Между тем начинает сбываться самое пессимистичное из предостережений экспертов. Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, не раз предупреждал об опасности наращивания госрасходов, связанных с геополитическими целями России на постсоветском пространстве и стимулированием экономик соседних государств в обмен на политическую лояльность.
«Геополитические расходы не нужны. Это все равно что иметь вторичные половые признаки, не имея первичных», — говорил Гурвич на том же Гайдаровском форуме. Об этом он заявил еще до того, как Россия выделила кредит в $3 млрд Украине и пообещала порядка $5 млрд Крыму, который отделяется от Украины.
И до того, как Россия списала очередной долг Вьетнаму. Простимулировать этими миллиардами российскую экономику правительство, похоже, не видит смысла. «Безусловно, одним из дестабилизирующих факторов является ситуация в Украине, и официальные оценки текущей ситуации оказались бы как нельзя кстати», — говорит Юрий Прокудин, эксперт MFX Broker.