Продолжающееся ослабление рубля по отношению к основным мировым валютам вызывает все большую обеспокоенность экспертов, а так же предложения прибегнуть к искусственному удержанию падающего курса. О том, как следует поступать в сложившейся ситуации заявил вчера в Санкт-Петербурге на Форуме стратегического планирования экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. По его словам, страна уже находится в «ловушке стагнации» и практически все доступные на текущий момент решения не в состоянии переломить стремительно ухудшающуюся ситуацию. Единственным выходом из стратегического тупика остаются структурные экономические реформы. При этом, сам Кудрин не уверен, готово ли руководство страны к их проведению, или вместо этого оно намерено решать обнажившиеся проблемы административным способом.
«Важно понимать, собирается ли государство отходить от рыночных принципов и институтов, собирается ли вводить валютный контроль, усиливать государственный сектор и госрегулирование. Если да, то будет очень трудно все время удерживать курс. Если же мы будем следовать рыночным инструментам, то я согласен с тем, что нужно переходить к плавающему курсу. Более того: это нужно делать, не дожидаясь следующего года», – пояснил Алексей Кудрин.
Напомним, что на сегодняшний момент Банк России заявляет о переходе к плавающему курсу уже с начала следующего года. Некоторое время назад с противоположенной идеей — на несколько лет зафиксировать валютный курс выступил помощник президента Сергей Глазьев. Однако эта идея не нашла какой-либо поддержки в экспертной среде, прежде всего, по причине ее губительности для золотовалютных резервов страны. Действительно, следуя предложениям Глазьева, при нынешнем положении дел в экономике и на валютном рынке, сдерживание курса приведет к бессмысленной растрате резервов, после чего, проблема встанет с новой силой.
С другой стороны, ничего утешительного, по мнению ряда экспертов, не принесет и свободное плаванье, в которое намерен выпустить рубль ЦБ. Очевидно, что в нынешних условиях санкций и при неопределенных перспективах цены на нефть, за этим последует довольно резкое падение курса российской валюты. Возможно сопоставимое по масштабам с обвалом рубля в сентябре 1998-го года.
«Нам цветочками покажется то ослабление, которое было в последнее время, — заявил директор института стратегического анализа компании ФБК, доктор экономических наук Игорь Николаев. — Это грозит тем, что рубль резко ослабнет, и на самом деле быстро назад он не отскочит. Возможна какая-то коррекция, но он же не вернется на те показатели, с которых он резко обвалится», — пояснил эксперт.
По мнению Игоря Николаева, в этих условиях резко обесценятся сбережения населения, резко вырастут цены и возникнут проблемы у держателей валютных кредитов. Как считает эксперт, Центробанку не стоило заранее предупреждать о намерении перестать поддерживать бивалютный коридор с 2015 года, так как из-за этого в «последние дни» он вынужден тратить «примерно по $2,5 млрд». «Можно подсчитать, сколько мы международных резервов израсходуем на это дело. Другое дело, что сейчас объявлять о том, что до Нового года мы все это сделаем, это неправильно.
Такие вещи не объявляются, они или делаются, не объявляя, или делаются уже тогда, когда объявили», — заявил Игорь Николаев. Говоря о причинах происходящего, всю вину аналитик возлагает на политику российских властей. «Нефтяная зависимость России за последние годы только выросла до критических пороговых значений», — поясняет эксперт. Мнение Игоря Николаева разделяет и другой эксперт — глава бюро экономических расследований Максим Блант.
«В случае острой фазы кризиса, который будет связан с очередной газовой войной зимой, либо с наступлением на Украине, либо с банкротством «Метчела», или с крупными проблемами у одного из госбанков (то есть, острая фаза, как в 2008 году), тогда мы увидим не 100 рублей за доллар, но процентов на 30-40 еще выше, чем сейчас», — предположил он.
При этом Максим Блант не исключает, что 100 рублей доллар может стоить уже в 2015 году. По его расчетам, «довольно скоро» цена за доллар может вырасти до 50 рублей в случае, если цена нефть снова резко снизится до $60 за баррель, и ЦБ в то же время откажется от поддержки рубля. Последствия обвала рубля, по мнению Максима Бланта, будут такими же, как и в прогнозе Игоря Николаева: сначала, произойдет «резкий скачок валюты», который сменит «резкая инфляция», а в дальнейшем последует рост цен на все виды товаров, в первую очередь, зарубежных.