С 1 января вступили в силу изменения и в федеральный закон «О розничных рынках», в соответствии с которыми ярмарки и торговые комплексы не должны располагаться под открытым небом. Владельцев палаток и контейнеров обязали переехать в капитальные строения. Исключение пока сделано для рынков сельхозпродукции — подобные требования для них начнут действовать через два года. Зимней резиной, дисками и прочими товарами для автомобилистов в палатках торгуют, похоже, последний сезон. Сергей Вялков, владелец авторынка с 20-летней историей и завидным расположением уже посчитал, что новым нормам не соответствует 30 процентов торговых павильонов. А если их сносить, то реконструировать придется весь объект.
«Четыремстам арендаторам необходимо будет при сносе и реконструкции прервать свою работу, не иметь возможности работать. Соответственно, нужно понимать, что если они прервут свой цикл, а это малые предприятия, то восстановиться им будет достаточно сложно. То есть, можем случиться так, что когда реконструкция пройдет, многие будут уже не в состоянии приходить работать», — поясняет он.
О том, что любимые российскими покупателями ярмарки, рынки и всевозможные торговые комплексы на открытом воздухе рано или поздно должны будут переехать в капитальные строения, стало известно еще шесть лет назад. В 2006 году приняли федеральный закон «О розничных рынках», но вступление его в силу несколько раз откладывалось. С 1 января 2013 года торговля одеждой, стройматериалами, запасными частями – всем, кроме сельхозпродукции — из палаток, контейнеров и с лотков запрещена.
Заместитель председателя правительства Московской области Александр Чупраков поясняет: «Есть технические и юридические критерии. Технические критерии — это, прежде всего, наличие фундамента, наличие капительных конструкций, капитальных стен. С правовой точки зрения, это те требования, которые предъявляет закон к созданию капитальных сооружений.
Это объект недвижимости, на которые должны быть сделаны технические документы, кадастровый паспорт, зарегистрировано право собственности как на объект недвижимости». Сторонников и противников у нововведений примерно поровну. От похода на рынок, где обслужат в тепле и чистоте, вряд ли кто откажется, но в конечном итоге за электричество и комфорт продавца платит покупатель. Сами предприниматели опасаются, что подорожает аренда торговых точек, а это значит, что придется повышать и цены.
Рассказывая о своем детище, Олег Волин нарочно избегает слова «рынок», чтобы не было ассоциаций с толкотней и грязью. Это «строительный двор» – с удобными парковками и светлыми павильонами. Первые расходы на обустройство комплекса нового типа пришлось брать на себя. В итоге арендовать здесь торговую точку даже немного дешевле, чем контейнер на соседних рынках. Все делалось для того, чтобы в первые годы работы продавцы могли не завышать цены и обзаводиться постоянными покупателями.
«Контейнер окупится за месяц, а здесь мы прогнозируем порядка десяти лет. Но мы живем на перспективу, поэтому условия, которые на сегодняшний день родные нашему предпринимателю, мы сохраняем. Они понимают, что они приходят сюда надолго. Они пускают корни, понимая, что их не выгонят завтра-послезавтра», — рассказывает Олег Волин.
Совсем рядом торгуют продуктами — это тоже новый рынок, с галантными продавцами, сверкающим полом и официальными ценниками. Там даже торговаться неловко, хотя, говорят, что можно. Но торговаться особенно некому. Пока с полок супермаркетов и уличных лотков сметали к праздничному столу все подряд, на рынке царили тишина и покой. Согласно новому закону, через два года в капитальные строения переедут и сельскохозяйственные рынки, а тем, кого облагороженные прилавки не устроят, останутся ярмарки выходного дня.