Быть автомобилистом становится все дороже: повышение штрафов и транспортного налога, а также перспектива удорожания ОСАГО – ощутимое дополнение к таким рыночным факторам, как увеличение стоимости самих автомобилей, запчастей и сопутствующих услуг. И, конечно же, бензин. Только в этом году рост цен на топливо, по прогнозу Минэнерго, в среднем составит 13-14%, а в некоторых сегментах – до 17%. И в ближайшее время он может ускориться. Минфин рассматривает возможность повышения ставок акцизов на Евро-4 и Евро-5, заявил в понедельник глава ведомства Антон Силуанов, добавив, что «возможно повышение и некоторых иных налогов на нефтяной сектор». Соответствующие предложения министерство планирует включить в основные направления налоговой политики РФ на 2014-2016 годы. В июле прошлого года Минфин сам предложил изменить акцизную политику России в отношении производителей качественного топлива, напоминает газета «Гудок».
Ставки акциза на бензин класса 3, а также на «внеклассовый» были повышены на 6,5% и 6,8% соответственно, на бензин класса 4 – сохранены на прежнем уровне, класса 5 – уменьшены на 24,6%. И сейчас ставки растут неравномерно. С 1 января 2013 г. для Евро-5 акциз увеличился почти на 12%, а для Евро-3 – на 23%. Кроме того, ставки на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов должны быть проиндексированы во втором полугодии в среднем на 6%.
Теперь же министерство предлагает постепенно, в течение трех лет, уравнять все акцизы. Свою позицию Минфин объясняет тем, что решение о налоговых преференциях для бензина более высокого класса было принято с целью стимулировать отечественные предприятия к выпуску высококачественного топлива. И уже скоро второго и третьего класса бензина в России не останется, обещает Силуанов. Но в результате дорожные фонды, на пополнение которых направляются сборы от акцизов, недосчитаются 100 млрд рублей. А между тем дорог в стране строится все меньше. Пришла пора задуматься о пересмотре «высококлассных» льгот, полагают в Минфине.
К раздумьям еще в конце 2012 г. подтолкнул коллег министр экономического развития РФ Андрей Белоусов, обратив внимание на возникшую дилемму: сокращение финансирования дорожных фондов при повышении качества бензина. «Это проблема, которую нам предстоит решать. Я считаю, что решить ее без привлечения нефтегазовых денег – наших средств Резервного фонда, по большому счету, мы не сможем», – отметил Белоусов. Но в том-то и беда, что нефтегазовых денег на все нужды государства катастрофически не хватает.
А вот Федеральная антимонопольная служба предложение Минфина не поддерживает и считает, что средств у дорожных фондов достаточно, просто использовать их нужно эффективнее – например, проанализировать уровень цен на ремонт и строительство новых дорог. Говорить же о выравнивании акцизов преждевременно: соответствующая дифференциация по классам экологичности топлива необходима, чтобы стимулировать углубленную переработку нефтепродуктов. В России глубина переработки составляет примерно 71%, тогда как в США и Европе – 90-95%. «Это очень низкий уровень, мы существенно отстаем», – пояснил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. К тому же, уже сейчас в конечной цене топлива акциз достигает 30-35%, так что прежде чем принимать решение о повышении акцизов, нужно просчитать все последствия, отметил он.