В Калининграде появился первый в России памятник советским разведчикам. Скульптура посвящена всем разведчикам-диверсантам, которые в 1944 году в тылу врага в Восточной Пруссии готовили наступление Красной Армии. Скульптурную композицию, посвященную массовому подвигу военных разведчиков, открыли в центральном городском парке под громкие аплодисменты. Отлитый из бронзы памятник, увековечивший советского офицера и радистку, в Калининграде называют народным. Средства на его возведение ветераны военной разведки собирали народным методом, устанавливая в школах и храмах урны для пожертвований. Тысячи жителей области и десятки организаций, в том числе — из Москвы, Петербурга, Воронежа, Новосибирска и других городов — подключились к многолетнему марафону по сбору средств. Еще семь лет назад военные пенсионеры решили, что на территории бывшей Восточной Пруссии, где в годы войны погибло две с половиной тысячи советских разведчиков, обязательно должен появиться такой мемориал.
«У разведчиков нет могил, — говорит Анатолий Грибанов, руководитель союза ветеранов-разведчиков Калининграда. – Их просто закапывали. Никаких документов не было, никаких жетонов». На мемориальных плитах высечены названия сотен разведгрупп, действовавших в тылу врага. Среди них есть и легендарная, признанная самой результативной группа «Джек». Ее командир Павел Крылатых и радистка Анна Морозова стали прототипами разведчиков, отлитых в бронзе.
В Калининград памятник доставили из Смоленска, где он был изготовлен на одном из местных заводов. Это — работа Московского скульптора Игоря Яворского, который, познакомившись с подвигом разведчиков третьего Белорусского фронта, был поражен их отчаянной смелостью. «Анна Морозова была уникальная женщина, — рассказывает скульптор. – Она погибла так: подорвала себя гранатой, когда ее окружили немцы».
Геннадий Юшкевич — последний из оставшихся в живых участников разведгруппы «Джек». На фронт он попал в 13 лет и сразу был зачислен в состав диверсионной группы. В 1944 эту группу одной из первых забросили в глубокий тыл врага, где она продержалась почти полгода, добывая сведения, необходимые для наступательной операции. «Мы полгода не ели горячей пищи, — вспоминает ветеран-разведчик. У нас были брикеты с пшенкой, мы их жевали сухими, так как нельзя было разжечь костер, сварить еду».
На открытие памятника в Калининград приехали фронтовики из Белоруссии и Украины. Здесь они вспоминают боевых товарищей, не вернувшихся с задания. «Многие погибали при заброске, — говорят Константин Панасенко, ветеран-разведчик. – Иногда не в то место выбросят, иногда на гарнизоны попадали, их в воздухе расстреливали».
Это — первый в России памятник, посвященный подвигу разведчиков, готовивших Восточно-прусскую операцию. Долгие годы документы, связанные с заброской советских диверсантов, хранились под грифом «секретно». И сегодня фамилии и судьбы большинства героев неизвестны – остались лишь их позывные и названия разведгрупп.