На Исторической сцене Большого театра сегодня вечером начинаются выступления балета Парижской Национальной оперы. На гастроли, которые продлятся до 25 сентября, знаменитая французская труппа привезла только одну-единственную, 167-летнюю «Пахиту». Но старинный классический балет, созданный еще в середине ХIХ века и возрожденный в ХХI столетии, оказался настолько очаровательным, что покорил москвичей буквально с первого взгляда: уже на генеральной репетиции, состоявшейся в минувшую пятницу, российские зрители устроили французской «Пахите» оглушительную овацию.
Действие спектакля разворачивается в испанской провинции Сарагоса, захваченной армией Наполеона. Главная героиня Пахита — девушка из благородной семьи, похищенная в детстве цыганами, спасает молодого французского офицера Люсьена д`Эрвильи от коварного заговора. Мелодраматическая фабула изобилует неожиданными поворотами сюжета. Но в итоге все заканчивается хорошо. Виновники заговора арестованы, Пахита узнает тайну своего происхождения и может выйти замуж за красавца-офицера.
Публика в восторге. Но дело, конечно же, не столько в перипетиях удачно скроенного либретто, хотя и оно является очень важной составляющей балетного спектакля, сколько в изысканности и филигранности танца, который демонстрируют артисты Гранд Опера, в очередной раз подтверждая высочайший уровень своего мастерства. Зрители, находившиеся в зале, не жалея ладоней, аплодировали труппе, такой же великой, как и балет Большого театра.
Неслучайно, что два поистине легендарных коллектива связывают давние узы дружбы и творческого сотрудничества. Об этих контактах живо и откровенно напомнила журналистам директор балетной труппы Парижской Национальной оперы Брижит Лефевр, выступившая на пресс-брифинге, предварившем генеральную репетицию.
«Мы дружим много лет, — сказала она. — Но особенно наши связи активизировались при бывшем директоре Большого театра Анатолии Иксанове. Именно при нем в феврале 2011 года балет Гранд Опера приехал на гастроли в Москву после двадцатилетнего перерыва. Тогда мы выступали на Новой сцене ГАБТа, потому что старинное здание Большого еще было закрыто на реконструкцию. И вот теперь нам предстоит танцевать на Исторической сцене. Наш нынешний приезд — это тоже заслуга исключительно Анатолия Иксанова». Отдав должное предыдущему руководителю ГАБТа, Брижит Лефевр тепло отозвалась о новом гендиректоре Большого, поблагодарив Владимира Урина за радушный прием и отметив профессионализм возглавляемой им театральной «команды».
«В январе 2014 года мы у себя в Париже будем принимать балет Большого театра, который привезет спектакль в хореографии Алексея Ратманского на музыку Леонида Десятникова, поставленный по мотивам романа «Утраченные иллюзии» великого французского писателя Оноре де Бальзака. Это будет для нас выдающееся событие», — заявила Лефевр и переключилась на собственный балет, открывающий гастроли в Москве. Она рассказала, что «Пахита» поставлена по ее предложению, которое она сделала замечательному соотечественнику, маститому хореографу Пьеру Лакотту.
«Его по праву называют «балетным археологом», — пошутила Лефевр, а потом всерьез добавила, что Лакотт и возродил к новой жизни старинную «Пахиту». Ее премьера в Парижской опере состоялась в январе 2001 года. На сегодняшний день, по словам Лефевр, «Пахита» в своем полноценном виде значится только в репертуаре Гранд Опера. «Это очень красивый спектакль, — заверила Лефевр. Он позволяет показать, что в области классического балета у Парижской оперы и Большого театра много общего: «и общая грамматика, и общий словарный запас».
История балета «Пахита»
Впервые «Пахита“ была поставлена хореографом Жозефом Мазилье в Парижской опере в 1846 году, спектакль прошел с огромным успехом, главные партии в нем исполнили звезды Карлотта Гризи и Люсьен Петипа. Практически сразу же балет попал в Россию — его «вывез» младший брат Люсьена — Мариус Петипа. В 1847 году он был приглашен на место первого танцовщика Императорских театров, и свой первый сезон в Санкт-Петербурге открыл «Пахитой». На следующий год спектакль был поставлен в Москве. А в 1882 году Петипа представил новую версию балета с добавлением собственной хореографии. В афише Императорских театров «Пахита» оставалась до революции 1917 года. После того, как «неактуальный» балет был снят с репертуара, значительная его часть оказалась утраченной.
«Во всем мире этот балет знают благодаря Гран па, которым завершается «Пахита», — уточнила Лефевр. Так, наверное, и дальше бы продолжалось, если бы не Пьер Лакотт». Он известен не только у себя дома, во Франции, но и во многих странах, и в России, в частности. Так, в Большом театре неизменные аншлаги собирает «Дочь фараона» в его постановке. Следующей работой Лакотта в ГАБТе будет балет «Марко Спада», премьера которого объявлена на 8 ноября. Но этой темы на пресс-конференции хореограф просил не затрагивать — всему свое время. Он говорил только о «Пахите».
Воссоздание «Пахиты» стало для меня очень важным делом, — признался Лакотт. — Мне посчастливилось быть учеником Любови Егоровой, которая танцевала Пахиту еще при Мариусе Петипа в 1900-1910 годах, и Карлотты Дзамбелли, которая в 1901 году исполняла эту партию в Санкт-Петербурге. Они наполнили мое детство своими чудесными воспоминаниями, благодаря им я увидел множество фрагментов балетов, среди которых была и «Пахита».
Однако восстановить балет в первозданном виде, по словам Лакотта, оказалось чрезвычайно трудно. «Я провел огромную исследовательскую работу, собрал воедино все сохранившиеся описания балета, а хореографию навсегда утерянной части, которая, надо сказать, довольно значительная, сочинил сам, — так же, как это делали другие балетмейстеры», — пояснил Лакотт. В итоге — его версия представляет собой большой сюжетный спектакль, вместивший в себя и классический, и характерный танец, и пантомиму. Возрожденная «Пахита» пришлась по вкусу современным зрителям, которые с удовольствием смотрят старинный балет. Теперь этот шедевр смогут, наконец, оценить и москвичи. «Пахиту» в Большом дадут четыре раза — сегодня, а также 22, 24 и 25 сентября.