«Задача правителя — слушать голос народа, но слушаться голоса истории». В этом убежден известный российский писатель, драматург, сценарист и популярный телеведущий Эдвард Радзинский, представивший в Нью-Йорке книгу «Апокалипсис от Кобы. Иосиф Сталин», первые тома которой начали уже выходить в России. Презентация прошла во вторник в рамках крупнейшей американской книжной ярмарки BookExpo America 2012 (BEA-2012), собравшей всю мировую книжную индустрию. В этом году Россия впервые выступает почетным гостем BEA-2012, высадив на берегах Гудзона внушительный литературный десант из ярких представителей писательского цеха. В минувшую субботу Радзинский дал старт проекту «Читай Россию!», выступив перед поклонниками своего таланта в переполненном зале Бруклинской публичной библиотеки.
Радзинский рассказывал о развитии революционного процесса в России, который оказался «пугающе неожиданным и для левых, и для правых партий», о том, как трагична русская революция. «Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка», — привел писатель мысль Пушкина из повести «Капитанская дочка». «После каждой революции приходит смиритель, и он — такой, какой была эта революция, — пояснил Радзинский. — Сталин — азиатский смиритель, такой же, какой была наша кровавая азиатская революция. Он — ее плоть от плоти, кровь от крови».
Радзинского многое связывает с Америкой. Здесь, в Гринвич-виллидж, этом нью-йоркском монмартре, находился театр имени Жана Кокто, внебродвейский театр, который поставил пять его пьес, в том числе всю историческую трилогию — «Нерон и Сенека», «Лунин», «Беседы с Сократом». Здесь он выпустил свою историческую тетралогию — книги о Распутине, Сталине, Николае П, Александре П. «Николай П», которая вышла в США под названием «Последний царь», в самом начале 90-х годов целых четыре месяца.держалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс». А первым читателем книги «Александр П (Последний великий русский царь)» стал президент Джордж Буш-младший. Причем он прочитал ее еще до выхода в свет, как только был готов макет.
Благодаря успеху его произведений в США, у Радзинского сложилась привычка начинать жизнь новых книг с Америки. «Я начинал их издавать в Америке, продолжал — по Европе, потому что таким образом я придумал вырабатывать окончательный текст, и в России эти книги выходили достаточно исправленные, — рассказал он. — Речь идет не об ошибках, а о стиле, о краткости, о борьбе за содержание».
«Апокалипсис от Кобы» — первая книга, которую Радзинский выпускает сразу в России, потому что, по его словам, «она прежде всего предназначена для России и еще потому, что он не собирается ее сокращать, чтобы довести до необходимого для издания на Западе объема. «В ней почти полторы тысячи страниц и сокращать ее вдвое — как, наверняка, потребуют издатели, — я не собираюсь», — говорит он. Писатель намерен добиваться ее издания именно в таком объеме. «Здесь важно для меня все, — поясняет он. — Это огромная фреска об истории исчезнувшей, потонувшей нашей очередной русской Атлантиды, страны по имени СССР. В этой книжке будут и быт этой страны, и трагедия этой страны, и величие этой страны».
«Основной урок истории заключается в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков, — считает Радзинский. — Именно поэтому люди очень мало меняются — меняется в основном их одежда. И тот, кто в тоге, поступает часто точно так же, как тот, кто в костюме. И поэтому, к сожалению, рассказывая о прошлом, я часто рассказываю о настоящем, и — что еще хуже — о будущем».