В Москве в первый день работы фестиваля «Другое кино» в столичном кинотеатре «35 мм» зрители увидели ленту «Любовь» Михаэля Ханеке, завоевавшую «Золотую пальмовую ветвь» в Канне. Сам режиссер не смог лично представить картину. «Ханеке за пределы Австрии практически не выезжает, исключение он сделал лишь для Каннского фестиваля, — рассказал на открытии смотра куратор программы Борис Нелепо. — Однако специально для нас режиссер записал видеобращение». И тут же в кадре возник Михаэль Ханеке. «В своем фильме я хотел показать, что происходит с человеком, который видит страдания любимого», — пояснил режиссер. При этом он признался, что картины не было бы, если бы главную роль не согласился сыграть французский актер Жан-Луи Трентиньян, который уже долгие годы не появлялся на экране.
«Сценарий писался специально под него, это великолепный актер и великий человек», — считает Ханеке. Его партнершей стала прекрасная актриса Эммануэль Рива. На вопрос, какое значение для него имеют призы и награды на фестивалях, режиссер ответил, что довольно большое. «Это очень важно для нового фильма», — заявил он. Однако Михаэль Ханеке не захотел рассказать, над чем сейчас работает. «О, пусть это будет сюрпризом», — воскликнул он. Фильм «Любовь» вызвал у российских зрителей неоднозначную реакцию. В ленте прослеживается история пожилой пары, неспешную жизнь которой разрушает неожиданная болезнь супруги главного героя — Анны. Она начинает медленно угасать, и муж делает все, чтобы облегчить ее страдания.
Ханеке, с присущей ему натуралистичностью, показывает, как развивается болезнь, превращая Анну из красивой интеллектуалки в беспомощное, практически немое существо. Наблюдать за ее страданиями и безысходностью мужа смогли далеко не все — некоторые зрители в шоке покидали зал, остальные же не могли сдержать слез и после завершения показа поблагодарили создателей фильма аплодисментами.
Мнения разделились, — подтвердил куратор программы. — Кто-то углядел развитие пессимистической линии в творчестве режиссера, других же покорила неожиданная прямота, с которой австриец исследует природу этого самого чувства — любви». По его мнению, абсолютно все фильмы, которые будут показаны на фестивале, прежде всего должны вызывать какие-то эмоции, причем, реакция может быть самой разной — «от восторга до полного неприятия». Что же касается картины Ханеке, то сам Борис Нелепо, по его выражению, «переживает внутреннюю полемику с фильмом». Похоже, подобные ощущения испытали и многие другие зрители, которые пока не сумели четко сформулировать свое отношение к увиденному. Но были и исключения.
«Мне кажется, что Каннский фестиваль переживает глубокий кризис», — поделился своим мнением член Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ Леонид Павлючик. По его словам, «престижный киносмотр стал «заложником» собственной тенденции — брать в конкурс только картины мастеров так называемого «каннского пула», причем, вне зависимости от их качества». «К примеру, таких фильмов, как «Любовь», в мире снимается как минимум пару сотен, — продолжил кинокритик. — Но тут работает имя Ханеке, который, на мой взгляд, уже исчерпал свой ресурс и, по-моему, в данном случае мы имеем дело с мистификацией под названием «Ханеке». Считаю, что его «Любовь» — картина хорошая, добротная, заурядная. Но не более».
Фестиваль «Другое кино» продлится в Москве до 24 июня. Всего будет показано шесть лент — участников крупнейших киносмотров мира. Это — «Снежное шоу 3D» Славы Полунина, «Цезарь должен умереть» братьев Тавиани («Золотой медведь» МКФ в Берлине), «4:44. Последний день на Земле» Абеля Феррары, демонстрировавшийся в Венеции, а также два фильма из Канн — «Звери дикого юга» Бена Зайтлина и «Ты и я» Бернардо Бертолуччи. Каждую картину покажут только по одному разу. Часть билетов будет реализована по льготной цене для студентов. После Москвы эти же ленты отправятся в тур по семи российским городам. В широкий прокат все фильмы программы выйдут до конца года.