Поиск

«Сон в летнюю ночь» сегодня в последний раз дают в Московском академическом театре

794 0

«Сон в летнюю ночь» сегодня в последний раз дают в Московском академическом театреСкандально прославившуюся оперу Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь» сегодня в последний раз дают в Московском академическом театре имени Станиславского и Немировича- Данченко (МАМТ). Спектакль, который еще перед премьерой в июне прошлого года пытались запретить, подозревая его в пропаганде педофилии, наркомании и алкоголизма, снимается с репертуара. Однако в этом не стоит искать дополнительной интриги. «Сон в летнюю ночь» — наш совместный проект с Английской национальной оперой, — пояснил генеральный директор МАМТа Владимир Урин. И согласно лицензии, право эксплуатации этой копродукции в Москве истекло. Сегодня, отыграв спектакль, мы упакуем все декорации, костюмы, реквизит в специальные контейнеры и отправим их в Лондон». Но прежде чем расстаться с нашумевшей постановкой, ее показали на фестивале «Золотая маска». Ведь «Сон в летнюю ночь» выдвинут на Российскую национальную театральную премию аж в четырех главных номинациях: лучший спектакль в опере, лучший режиссер (Кристофер Олден), лучший дирижер (Уильям Лейси), лучшая мужская роль (Роман Улыбин), лучший художник (Чарльз Эдвардс).

В минувшую субботу эту российско- британскую работу вместе со зрителями смотрело жюри во главе с художественным руководителем Таллиннской филармонии, народным артистом СССР Эри Класом. Зал, как всегда, был заполнен до отказа, у входа в театр спрашивали лишнего билета, которых, естественно, не было по причине их тотальной раскупаемости. «На всех десяти представлениях, положенных нам по контракту, мы наблюдали неизменный аншлаг», — подтвердил гендиректор МАМТа Владимир Урин. Ему особенно пришлось помучиться, отстаивая постановку. А теперь он, похоже, готов признать, что скандал, как это обычно случается, пошел на пользу спектаклю.

Урин напомнил, что история скандала началась с письма, которое, как выяснилось впоследствии, оказалось анонимным. Некто «Хасанова» осведомляла широкую общественность о том, что в готовящемся спектакле «Сон в летнюю ночь» пропагандируются педофилия, наркомания, алкоголизм и другие пороки. А ведь в опере занят детский хор, и его участники видят на сцене всю эту грязь. Письмо, написанное якобы от имени родителей юных хористов, было направлено главе синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволоду Чаплину, а также получило огласку в некоторых СМИ.

«Однако ни у кого из ребят нашего детского хора нет и не было мамы с фамилией «Хасанова», — заверил гендиректор МАМТа. — Более того, учитывая непростой характер постановки Кристофера Олдена, мы до начала репетиций показали родителям юных хористов видеозапись английской версии спектакля. После просмотра пятеро родителей запретили своим детям участие в этой опере. Остальные, а их около сорока, дали нам письменное согласие». Но скандал тем не менее погасить не удалось. К делу подключился уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, который обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой проверить информацию о «развратных» сценах в постановке оперы по комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Далее события развивались следующим образом. Родители задействованных в опере хористов назвали письмо, на которое ссылался Астахов, «отвратительной фальшивкой». А министр культуры, в свою очередь, ответил Астахову, что не видит необходимости вмешиваться в ситуацию вокруг постановки, так как театр имени Станиславского и Немировича-Данченко не входит в число учреждений федерального ведения, а родители сами дали согласие на участие своих детей в спектакле.

Что же касается запрета спектакля, то это, как известно, можно сделать только по решению суда. Но до него, к счастью, дело не дошло. Побывавшая на премьере экспертная группа, сформированная руководителем департамента культуры Москвы Сергеем Капковым, обвинений не подтвердила. Единственное, что сделал театр, он просто рекомендовал смотреть спектакль зрителям старше 14 лет. Кстати, хористы, задействованные в «Сне», гораздо юнее. Но они прекрасно справляются со своей миссией — они отлично поют, делая это на хорошем английском языке.

«В общем, все артисты хорошо поют, и актерски они проявили себя убедительно», — поделилась своим впечатлением член жюри, солистка Большого театра, народная артистка СССР Маквала Касрашвили. Пользуясь случаем, она напомнила, что премьера оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» состоялась в Британии в 1960 году. А уже через пять лет ее поставили в ГАБТе — режиссером был Борис Покровский, а дирижером — Геннадий Рождественский. «Но, разумеется, тот спектакль был сделан в традиционной манере», — добавила Касрашвили.

А вот относительно новой постановки споры наверняка возникнут и в самом жюри. К примеру, один из его членов — знаменитый певец, народный артист СССР Владислав Пьявко честно признался, что «это не его стилистика». Такого же мнения придерживаются и те зрители, которые покинули зал в антракте. Они не скрывали, что им ближе иное прочтение шекспировского сюжета, изобилующего чудесами и сказочными превращениями. Но все же большинство зрителей остаются до конца спектакля и устраивают ему долго не смолкающую овацию. Нет сомнений, что так будет и сегодня, когда «Сон в летнюю ночь» в современной интерпретации покажут в Москве в последний раз.

Комментарии
comments powered by HyperComments