Россияне смогут «откатывать пальчики» при получении электронных паспортов. По желанию эти биометрические данные будут заноситься в пластиковое удостоверение личности. Об этом говорится в проекте закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ», подготовленном Федеральной миграционной службой (ФМС). Документ опубликован в интернете для общественного обсуждения. С согласия владельцев документа в паспорта предлагают «зашивать» идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Все прочие данные — фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, номер свидетельства пенсионного страхования и электронная подпись — будут обязательными. К слову, в ФМС не поддерживают идею оснащать будущий пластиковый паспорт электронными приложениями, которые есть на универсальной электронной карте (УЭК).
Напомним, замену бумажных общегражданских паспортов на электронные планируют начать в 2015 году. Выдаваться они будут на 10 лет. Советские паспорта образца 1974 года и действующие ныне удостоверения личности будут действовать до 2030 года. В первоначальном варианте законопроекта «срок жизни» этих документов должен был закончиться 1 января 2025 года. Электронный паспорт, или, как он называется в документе, пластиковая карта с электронным носителем станет «основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации» на территории нашей страны. Ее будут выдавать даже новорожденным.
При получении и замене карты гражданин будет обязан заплатить государственную пошлину, правда, в законопроекте ее размер не указан. Замена пластикового паспорта предусмотрена при смене фамилии, имени, отчества, данных о дате или месте рождения, изменении пола, а также при износе, потере или повреждении документа. Изготавливать электронные документы будут за счет средств бюджета. Сколько денег потребует переход на новые удостоверения личности, пока неизвестно — в законопроекте нет финансово-экономического обоснования.
Однако в пояснительной записке разработчики указывают очевидные, по их мнению, плюсы от введения пластиковых паспортов — существенное снижение бумажного документооборота, сокращение возможностей для мошеннических и коррупционных схем при совершении юридически сделок и оказании государственных услуг. Кроме того, использование нового удостоверения личности позволит создать базу для существенного роста доли электронных операций, создания новых электронных и не электронных сервисов, что позволит увеличить налоговые поступления в бюджет, надеются в ФМС.