В России могут заблокировать более 700 сайтов — причем «пожизненно» — из-за того, что они незаконно распространяют фильмы и музыку. Сейчас пиратские порталы удаляют контент, меняют названия и снова работают. Но, как заявил накануне на коллегии Роскомнадзора глава этого ведомства Александр Жаров, уже с 1 мая для пользователей многое изменится. В силу вступит «антипиратское» законодательство. Роскомнадзор готов к наступлению на «пиратов» по всем медиафронтам. Помимо кино- и телепродукции с 1 мая под защиту «антипиратского закона» попадут книги, музыка и программное обеспечение. Вступление в силу второго пакета поправок позволит не просто блокировать, но и закрывать навсегда сайты с нелегальным контентом. Такая крайняя мера будет применяться в случае злостных и систематических нарушений.
Механизм поиска и удаления пиратских копий из глобальной сети Интернета на расширенной коллегии Роскомнадзора признали эффективным и оперативным. С момента обнаружения до удаления не легального контента иногда проходило меньше суток. «Наш опыт работы с новым программным обеспечением, которое нам помог найти Фонд развития интернет-инициатив, показал, что попытки пиратирования трех последних широкоформатных фильмов были полностью заблокированы. Разработчики говорят, что это программное обеспечение будет эффективно и к другим объектам авторского права», — говорит руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров.
Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко из-за пиратов даже хотел бросить литературу. Он говорит, что доля легальных продаж электронных книг в российском сегменте Интернете составляет всего один процент и это убивает книжный бизнес. За первую неделю реализации его последнего романа было продано 2 тысячи электронных копий. При этом за тот же срок пиратским образом было скачано около одного миллиона копий.
«Если допустить, что каждый десятый из скачавших готов был книгу купить, это сопоставимо с тиражом. Пираты сейчас «отъедают» не менее половины легального рынка», — говорит писатель. И хотя легальные площадки по-прежнему уступают пиратским сайтам в ассортименте (30 тысяч наименований книг против более чем 100 тысяч), но в Федеральном агентстве по печати говорят, что процесс легализации рынка электронных книг уже начался.
«Эти полтора года показали, что сама угроза правоприменения этого закона серьезно очищает неправовой рынок. Количество ресурсов, которые размещают или размножают нелегальный контент, резко сокращается», — рассказывает заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев. В прошлом году российский рынок книг в цифровом формате достиг 950 миллионов рублей. После ужесточения контроля в этой сфере он может вырасти вдвое, делают прогнозы эксперты.
Долгожданным это закон называют и представители музыкального бизнеса, где объем продаж цифровой музыки составляет пока 2,5 миллиарда рублей. Теперь правообладатели композиций смогут вести предметный разговор с владельцами различных музыкальных интернет-сервисов, чтобы договориться о денежных отчислениях. При этом вала исков в Мосгорсуд от исполнителей не будет, говорят в национальной федерации музыкальной индустрии.
«Это миф, что нужно договариваться с миллионами исполнителей. Музыканты работают с большими музыкальными компаниями и они имеют каталоги. Договариваться нужно не с тысячами, а десятками компаний, независимых продюсерских центров, — говорит гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов. — В нашем списке — 23 первоочередных сайта. И если они станут легальными или самые криминальные уйдут с рынка, то ситуация изменится быстро и радикально».
На них приходиться до 95 процентов всех скачиваний и прослушиваний пиратской музыки в Рунете. И продюсерские центры уже сейчас готовятся к искам. А некоторые сайты заранее стали договариваться о сотрудничестве. Так, «ВКонтакте» внедрили специальный антипиратский фильтр, распознающий нелегальную музыку.