В Баку отшумели Европейские игры. Разъехались спортсмены, разбирают изнутри арены, спортивные объекты и склады. Повсюду в городе еще висят плакаты и флаги с символами Игр-2015, но скоро их сменят обычные рекламные щиты. Праздник, длившийся 17 дней, покидает столицу Азербайджана. Корреспондент прошлась по городу в заключительный день стартов. Стадион с бассейном закрыли еще накануне. Проводив на автобус пловцов, волонтеры принялись фотографироваться на фоне своего объекта, прощаться друг с другом и обмениваться контактами. Так было везде: волонтерская работа на этих соревнованиях завершена, и совсем скоро их жизнь войдет в привычное русло. Впрочем, у кого-то она, возможно, изменится до неузнаваемости: Олимпиада, пусть даже только континентальная, не может совсем не повлиять на тех, кому посчастливилось оказаться не просто зрителем, а участником процесса.
Эти Игры собрали здесь не только бакинцев и азербайджанцев из провинциальных городов, но и волонтеров из других стран, в том числе и очень далеких — я лично встретила двоих африканцев, нескольких латиноамериканцев и, конечно же, множество европейцев. Заключительный день Европейских игр не мог пройти без того, чтобы россияне не добавили еще медалей в свою копилку общекомандного зачета. Наши волейболисты стали бронзовыми призерами турнира, выиграв в последнем матче у поляков. Еще одну бронзу принесли дзюдоисты, а бадминтон и велосипедные гонки BMX прошли нерезультативно.
Кульминация на арене «пляжников»
Но эпицентром событий последнего дня соревнований стала, конечно, арена пляжных видов спорта. Здесь перед церемонией закрытия должна была решиться судьба финала по пляжному футболу. Россиянам предстояло вновь встретиться с итальянцами, которые нанесли нашим неприятное поражение на групповом этапе. Когда на VIP-трибуне появился руководитель российской делегации Игорь Казиков и президент Олимпийскго комитета России Александр Жуков, ни у кого не осталось сомнений в том, что именно этот матч должен стать финальной точкой звездного выступления россиян на Евроиграх.
Напряжение буквально наэлектризовало удушливо-влажный воздух на стадионе. Пусть на других стадионах россияне каждый день берут медаль за медалью, это золото — особенное: за него целую неделю бились 12 игроков, двукратных чемпионов мира, которым предстояло защищать звание сильнейшей команды. Так, как шумели на этом матче, не шумели еще ни на одной игре этой арены. Каждый раз, когда наш непобедимый Андрей Бухлицкий отражал атаки итальянцев, русский сектор буквально взрывался.
В перерывах между таймами тренер команды Михаил Лихачев что-то лихорадочно объяснял игрокам — было видно, что он едва сдерживается, чтобы не перейти на крик. Горячий песок летел во все стороны, на скамейке запасных одна за другой пустели бутылки с питьевой водой… А потом была победа! И то, что творилось на стадионе после финального свистка судьи, невозможно передать словами. Можно только сравнить это с тем, что творилось в последний день Олимпийских игр в Сочи, когда весь подиум на финальных лыжных гонках заняли россияне.
Соседние трибуны стремительно пустели, а корпус российских болельщиков все не умолкал: все кричали, хлопали, размахивали огромными флагами и громко подпевали российскому гимну во время награждения. Не только россияне, но и азербайджанские болельщики пришли поддержать наших — кроме триколоров, на русской трибуне развевалось еще флаги хозяев Игр. Когда взмокший, уставший, но сияющий Лихачев вышел к трибунам, зрители тянули к нему руки и наперебой поздравляли.
Завоевав 79-е золото России на Европейских играх, футболисты быстро переоделись и побежали в автобус, чтобы успеть на церемонию закрытия — многие дороги в городе перекрыли, чтобы не перегораживать пробками проезд гостям мероприятия.
Погас огонь Европейских игр
Церемония была красивой и чуточку печальной. Правда, парад атлетов организаторы все-таки затянули. Но ожидание решительно стоило того, чтобы увидеть кавалькаду российских спортсменов — по-прежнему многочисленную, несмотря на то, что остались до последнего дня далеко не все. Знамя России гордо нес наш четырехкратный чемпион Евроигр — 18-летний пловец Антон Чупков: его товарищи по команде уже улетели в Москву, а он специально остался в Баку вместе с еще несколькими самыми выдающимися юниорами.
Сама церемония была, без сомнения, зрелищной, но все-таки на экранах ее смотреть было гораздо удобнее. Причудливые световые картины, которые образовывали группы танцоров, можно было увидеть только благодаря трансляции панорамного изображения с кабельной камеры, закрепленной над сценой.
Зато огненное представление получилось по-настоящему захватывающим благодаря огромной пылающей птице, парившей перед зрительным залом во время танцев с горящими снарядами — поями, как их называют сами файерщики. А вот огонь Евроигр был потушен как-то незаметно и без предупреждения: отгремели финальные фейерверки, и только тогда мы заметили, что кольцо в углу сцены больше не горит.
После закрытия Олимпийский стадион пустел еще долго: зрители нехотя разбредались по домам, журналисты заканчивали свою работу, а спортсмены постепенно, небольшими группами возвращались обратно в Олимпийскую деревню, где их ждала еще одна вечеринка. А вдоль корпусов бродили редкие небольшие компании и парочки, трогательно прощавшиеся перед отъездом. Поселение спортсменов постепенно затихало.
Затянувшееся прощание с городом Игр
В 5 часов утра я поднялась на крышу французского корпуса, откуда открывался вид на город и на залив Каспийского моря. Никого не было в этот час на высоте. В полной тишине, которую прерывали редкие гудки клаксонов с автомагистрали, я сидела на бортике пятнадцатиэтажного здания, ждала появления солнца над морем на горизонте и прощалась с первыми в истории Европейскими играми.
Удивительное место все-таки выбрали для проведения этих Игр. Страна, где разрешено все, что не запрещено —, а что запрещено, то на самом деле делать все-таки можно. Страна, где не существует правил дорожного движения, где езда по встречке — норма, а езда по встречке задом — небольшое излишество. Страна, где стеклянно-бетонные высотки соседствуют с перелицованными фасадами старых хрущевских пятиэтажек. Где могут не говорить по-русски, но почти всегда понимают, что говорите вы…
Ни на что не похожий, своеобразный город, который одновременно был таким европейским и таким восточным, совсем современным и почти полудиким. Говорят, что за пределами Баку все выглядит совсем по-другому, но тот фасад, который Азербайджан показал Европе, выглядел достойно. Сколько бы ни шутили скептики над тем, почему Азербайджан принял у себя первую европейскую Олимпиаду, сейчас бы я однозначно отдала свой голос этой стране. И хотелось бы верить, то когда-нибудь большие Игры сюда еще вернутся..