Россия получила предложение от партнеров по «большой восьмерке» выступить посредником в урегулировании ливийского конфликта и уговорить Муамара Каддафи отречься от власти. Это будет непросто: ливийские повстанцы категорически отказываются начинать какие-либо переговоры, пока Каддафи не уйдет в отставку. Усилия российской дипломатии, в ходе последних двух недель заметно активизировавшейся на ливийском направлении, не остались незамеченными.
В четверг на саммите «большой восьмерки», открывшемся во французском Довиле, Дмитрию Медведеву поступило предложение взять на себя посредническую миссию во внутриливийском урегулировании. Об этом заявила журналистам пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова, которую цитирует агентство «Новости». «На всех двусторонних встречах все благодарили президента за его конструктивную позицию по Ливии. Более того, практически во всех разговорах звучала просьба, чтобы Россия взяла на себя посредническую миссию по урегулированию в Ливии», — заявила пресс-секретарь Медведева.
По ее словам, особенно подчеркивали позитивную роль России президенты Франции и США Никола Саркози и Барак Обама, а также британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, с которыми у Медведева состоялись личные встречи.
Саркози, выйдя к прессе после общения с российским лидером, отметил, что ливийский вопрос, который он обсуждал с Медведевым, «является очень сложным». Он подчеркнул позитивную роль Москвы, которая отказалась от голосования по резолюции 1973 Совбеза ООН, сделав возможным начало операции по блокаде воздушного пространства над Ливией. «Мы признательны России за то, что она воздержалась при голосовании. Если бы она не приняла это решение, вмешательство было бы невозможным», — заявил Саркози.
Представители американского Белого дома подтвердили, что ливийский вопрос был одним из основных на встрече Барака Обамы и Медведева, причем американский президент попросил своего коллегу продолжить контакты с официальным Триполи. По словам главного советника по России в Совете национальной безопасности Майкла Макфола, американский президент стал главным сторонником активизации России в деле решения ливийского вопроса. Замсоветника по нацбезопасности Бен Роудс заявил репортерам, что, по мнению американской администрации, «у России есть отношения не только с Ливией, но и со всей Северной Африкой». «Мы можем получить выгоду от подобных консультаций и контактов с ними», — добавил он.
В отличие от западных стран Россия не стала разрывать или замораживать отношения с ливийским режимом после начала гражданской войны и всего лишь неделю назад принимала в Москве представителей Муамара Каддафи. Через несколько дней в российскую столицу прибыли эмиссары повстанческого правительства в Бенгази, с которыми также встретился глава МИДа Сергей Лавров.
Тогда, правда, Москва не стала брать на себя никаких обязательств. Глава МИДа заявил своим гостям, что Россия не будет прямо посредничать на переговорах между Триполи и Бенгази, но будет поддерживать посредническую роль Африканского союза и ООН. Но уже в среду, накануне открытия саммита G8, российский посол в Париже Александр Орлов уточнил, что Москва может выступить посредником, но только при условии предварительного прекращения огня всеми сторонами и их готовности к переговорам.
В четверг у Лаврова состоялся телефонный разговор с премьером в правительстве Каддафи Багдади Махмуди. «Представитель Триполи обратился с просьбой о содействии в достижении договоренности о прекращении огня и начале переговоров без предварительных условий», — пояснили на Смоленской площади. В Москве считают, что возможность «перевода ситуации в политическое русло» есть. По информации AFP, страны «восьмерки» готовят декларацию, в которой призовут к прекращению репрессий в Ливии и Сирии, а также к немедленному началу мирных переговоров между израильтянами и палестинцами.
Ливийские повстанцы о переговорах с Каддафи слышать не хотят. Для этого полковник должен сначала отказаться от поста брата — лидера страны и покинуть территорию Ливии, считают в Бенгази. Замглавы Национального совета переходного периода Абдель-Хафид Гога рассказал накануне, что первоначальные планы провести всеобщие выборы через полгода после окончательного свержения Каддафи сейчас представляются излишне оптимистичными. Для этого потребуется от года до двух, признал он.
Пока мировые державы решают, что же делать с Ливией, гражданская война продолжается. Число высокопоставленных перебежчиков из лагеря Каддафи растет, западные страны перебрасывают в зону конфликта более мощные силы.
В четверг от Каддафи отрекся постпред Ливии при ЕС и одновременно посол в странах Бенилюкса Хадейба аль-Хади, к которому присоединился весь персонал дипмиссии. «После того как почти четыре месяца льется кровь нашего народа, мои коллеги в брюссельском бюро и я считаем своим долгом объявить о своем решении более не представлять режим в Триполи», — цитирует посланника ИТАР-ТАСС. Отныне дипмиссия будет представлять интересы повстанческого правительства в Бенгази.
В тот же день британское минобороны объявило о грядущем привлечении к военной операции ударных вертолетов Apache. Ранее о направлении к месту конфликта подобной группировки заявлял министр обороны Франции Жерар Лонге. Военные действия продолжаются. Как передает Al Jazeera, вечером в четверг бомбардировке вновь подверглась столица Ливии. По свидетельству очевидцев, в Триполи раздались пять мощных взрывов неподалеку от резиденции Каддафи.