Бараку Обаме не удается выстроить отношения с американскими военными. Затянувшаяся дискуссия между гражданскими и военными стала причиной неудачи операции по свержению режима Каддафи и поводом для упреков в адрес военных в «неуважении к президенту». Глава Пентагона собирается в отставку, ему на смену может прийти глава ЦРУ — у него хорошие отношения с Белым домом.
Причиной неудачной кампании западной коалиции в Ливии стала несогласованность позиции в гражданском и военном руководстве США. Из-за противоречий между Белым домом и Пентагоном Западу не удалось вовремя вмешаться во внутриливийский конфликт, добиться его прекращения и ухода от власти полковника Муамара Каддафи. К такому выводу пришло в среду либеральное американское интернет-издание The Huffington Post, побеседовавшее с видными представителями американской администрации.
«У нас неприятности», — заявил изданию один высокопоставленный сотрудник Белого дома, характеризуя роль, которую сыграли США и их союзники, начав 19 марта операцию по установлению в небе над Ливией зоны, закрытой для полетов. По его словам, Обама выжидал, когда можно будет ограниченно применить военную силу, пока стало не слишком поздно, а сейчас США «загнали себя в угол».
Пентагон действительно отговаривал президента от применения военной силы, указывая, что с учетом кампаний в Афганистане и Ираке США не смогут вовсю развернуться в Средиземном море и провести эффективную операцию против Каддафи. Первоначально Обама и сам не торопился с военной операцией, но его советники, в первую очередь из совета национальной безопасности, Саманта Пауэр, Гейл Смит, Майкл Макфол, а также госсекретарь Хиллари Клинтон и постпред США в ООН Сьюзан Райс убедили его, что вмешательство будет отличной возможностью «защитить (американские) интересы и ценности». Пока Белый дом требовал «небольшого по стоимости плана по смене режима в Ливии», военные доказывали, что если интервенция начнется, то потребуется и наземная операция.
В итоге администрация Обамы, памятуя о судьбе Джорджа Буша-мл., начавшего сразу две затяжные военных кампании, решила ограничиться бомбардировками. Как только 31 марта операция «Одиссея рассвета», лидирующую роль в которой играли американцы, была завершена (ее сменила кампания НАТО под названием «Объединенный защитник»), Вашингтон объявил, что прекращает боевые вылеты и будет участвовать в дальнейших авианалетах на Ливию только по запросу командования НАТО в Неаполе. С тех пор войска Каддафи продолжают осаждать Мисурату и Адждабию, а союзники США по НАТО и сам генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен настойчиво ищут источники пополнения авиагруппировки коалиции и наземной помощи повстанцам, сражающимся с Каддафи.
Сопротивление Пентагона требованиям администрации при разработке кампании было настолько высоко, что военное ведомство даже заподозрили «в неуважении к президенту». По мнению собеседника издания, об этом свидетельствовал отказ разработать «политически приемлемый план действий». Военные отвечали гражданским упреками в том, что те просто «не могут понять, что может, а чего не может военная сила», ссылается HP на правительственную переписку.
Как отмечают собеседники HP, отношения между гражданской администрацией и военными можно охарактеризовать как «столкновение культур», вызывающее постоянное недопонимание и рассогласованность, ведущее к «политическому параличу». Один из таких примеров — увольнение в прошлом году командующего американскими войсками в Афганистане генерала Стэнли Маккристала, позволившего себе в интервью журналу The Rolling Stone жестко раскритиковать силовую команду президента. Как писал журнал, первую свою встречу с Обамой он назвал «возможностью попозировать перед камерами в течение 10 минут». В ответ на вопрос о вице-президенте Джозефе Байдене он переспросил: «Вы спрашиваете о вице-президенте Байдене? А кто это?» А один из его помощников спросил: «Байден? Вы сказали «укуси меня»?» (от англ. bite me. — «Газета.Ru»). Советника по нацбезопасности Обамы Джеймса Джонса генерал назвал «клоуном, который застрял в 1985 году».
На этой неделе Пентагон завершил расследование этичности поведения генерала и пришел к выводу, что большинство приписываемых ему замечаний были сказаны либо не им, либо их принадлежность ему нельзя доказать. Ответом Обаме стал вал газетных публикаций, требующих извиниться перед отставленным военным.
С обновлением команды по делам нацбезопасности Обамы, которое ожидается в этом году, эти проблемы могут только обостриться. Пентагон по-прежнему возглавляет республиканец Роберт Гейтс, назначенный еще предшественником Обамы, но он объявил о своем уходе этим летом. Если Гейтс вызывает доверие и у гражданских, и у военного ведомства, то его вероятный преемник директор ЦРУ Леон Панетта пользуется поддержкой лишь Белого дома. Новому министру обороны к тому же придется выполнять указание президента сократить военный бюджет на $400 млрд в ближайшие 12 лет. В сентябре свой пост также готовится покинуть глава объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен, которого, скорее всего, заменит генерал сил морской пехоты Джеймс Картрайт. Он на хорошем счету у Обамы после того, как согласился проработать «экономичный» вариант усиления американского военного присутствия в Афганистане на манер стратегии «большой волны», примененной командой Буша-мл. в Ираке в 2007 году.