Российские пилоты сообщили о массовых отказах американской системы навигации GPS в самом насыщенном самолетами московском регионе. По мнению экспертов, это могло быть как «случайным сбоем», так и опасным намеком со стороны США, управляющих GPS. Впрочем, случайность оказалась бы удивительной — ведь она произошла после появления информации о возможном закрытии российского неба для авиакомпаний США и ЕС. «На борту воздушных судов в Московском регионе накануне вечером наблюдались массовые отказы системы GPS»,- сообщили информагентства со ссылкой на авиадиспетчеров. И это — не единичный случай. Как заявили авиадиспетчеры, «о проблемах с системой навигации сообщили не менее 12 экипажей — утверждая, что GPS не работала в течение 5-10 минут на высоте от 9 до 10 тысяч метров». Представители GPS от комментариев отказываются, а СМИ заявляют, что «причины сбоя пока не разглашаются».
«Вероятнее всего, США показали, что могут в любой момент выключить навигацию GPS для авиаслужб и самолетов. Это не страшно, есть другие системы, в том числе ГЛОНАСС»,- заявил руководитель авиадиспетчерской службы одного из московских аэропортов. «Другое дело, что США подвергли пусть и теоретической, но опасности тысячи пассажиров»,- поделился он, добавив «отключение GPS не так страшно, как искажение координат, высот и местоположения, которое США также может внести».
Отметим, что это не исключительный и не первый случай «внезапных» сбоев GPS над «особыми» районами. Например, в конце апреля над территорией Днепропетровска у самолета из Турции отказал GPS, который перестал сообщать координаты вплоть до российской границы. Также в день, когда на Донбассе был сбит малазийский «Боинг-777», Росавиация также регистрировала массовый сбой GPS. «Именно такие сигналы поступали от экипажей российских воздушных судов, находившихся в тот день в том районе»,- напоминает РБК.
Издание также рассказывает, что «Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) рекомендовала использовать систему GPS лишь в качестве резервной. Авиакомпаниям, совершающим перелеты над воздушным пространством Украины, рекомендовалось использовать навигационные системы, работающие с иными технологиями».
«Вне зависимости от того, что без GPS самолеты спокойно смогут ориентироваться и кратковременности массовых проблем с GPS — если это умышленные действия США, «намеки», то это чудовищно»,- заявил один из пилотов крупной российской авиакомпании. «Если Америка пошла на такое — она теоретически могла убить до тысячи пассажиров и десятки самолетов. После этого возникает неприятный вопрос об уничтоженном «Боинге-777», чья катастрофа используется США для атаки на Россию»,- добавил КВС.