Pussy Riot против России: участницы панк-группы пожаловались в Страсбург. По мнению девушек, в отношении них было нарушено сразу несколько статей Европейской конвенции о правах человека, в частности, право на свободу слова, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд и статью о запрещении пыток. 21 февраля 2012 года несколько участниц панк-группы Рussy Riot, закрыв лица масками, устроили в Храме Христа Спасителя в Москве так называемый панк-молебен — антипутинский перформанс. По обвинению в хулиганстве были задержаны три участницы группы — Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина. Девушки отказались признавать свою вину, заявив, что это была политическая акция, и они не хотели обидеть верующих.
17 августа 2012 года участницы Pussy Riot были признаны виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти и вражды и приговорены к двум годам заключения в колонии общего режима. 10 октября Мосгорсуд изменил приговор в отношении Самуцевич, заменив ей реальный срок наказания на условный. В конце октября Надежда Толоконникова и Мария Алехина были этапированы из московского СИЗО в исправительные учреждения. Толоконникова была направлена в ИК-14 в Республику Мордовия, а Алехина – в ИК-28 Пермского края.
Жалоба в ЕСПЧ насчитывает 55 страниц, еще 300 страниц занимают дополнительные материалы. Авторы жалобы адвокаты Йонко Грозев и Ирина Хрунова утверждают, что считать выступление панк-группы в храме попыткой оскорбить чувства верующих некорректно, так как на самом деле оно являлось художественным перформансом, который нельзя оценивать вне контекста политической ситуации в России. Адвокаты напоминают, что девушек возмутило то, что патриарх Кирилл публично поддержал кандидата в президенты Владимира Путина.
Право на справедливый суд, по мнению адвокатов, было нарушено не один раз. Например, в суде не был допрошен ни один из экспертов, по запросу прокуратуры проводивших исследование видеоролика с панк-молебном. Кроме того участницы панк-группы фактически были лишены возможности совещаться с адвокатами в суде. Бытовые условия, в которых содержались подсудимые, адвокаты также сочли нарушением конвенции. В суд из СИЗО участниц Pussy Riot каждый день везли около двух часов, сами заседания длились почти десять часов, а возвращались они в камеры после полуночи. За это время они не успевали толком ни поесть, ни попить, а судья отказывала подсудимым в перерывах.
О размере компенсаций адвокаты девушек пока не говорят. «Гораздо важнее, чтобы суд признал нашу невиновность, а власти РФ — виновными в нарушении прав человека. Думаю, шансы на это неплохие, так как вся Европа следила за нашим делом», — заявила изданию одна из участниц Pussy Riot Екатерина Самуцевич.