Юные таланты – главный ресурс развития государства, наше богатство и будущая мощь России. Этот ресурс должен быть сохранен, развит и применен во благо нашей страны. В условиях очередного обострения глобального соперничества Россия взяла курс на проведение самостоятельной политики, достижение устойчивого развития даже при неблагоприятной внешней конъюнктуре. Немало внимания сегодня уделяется комплексу экономических мер по импортозамещению, суть которых в снижении производственной зависимости российской экономики от иностранных государств. Очевидно, что в развитии человеческого ресурса также пришло время расчитывать на собственные силы. Это не значит, что Россия должна прибегнуть к самоизоляции и устраниться от глобальных процессов. Однако наступило время, чтобы переломить негативный тренд «утечки мозгов», действовавший на протяжении последних десятилетий.
Особенно остро эта проблема видится в свете недружественной деятельности, которая ведется при посредничестве ряда «благотворительных» институтов, признанных в настоящее время иностранными агентами.
Выступая в июне 2015 г. на заседании Совета по науке и образованию, президент России Владимир Путин призвал обратить внимание на деятельность иностранных фондов, которые «сажают на гранты» талантливых детей из России. Ранее, в мае, на форуме «Деловой России» глава государства уже выражал обеспокоенность тем, что талантливых абитуриентов вывозят на учебу за границу, после чего те не возвращаются.
Учитывая пристальное внимание к проблеме государственной власти на самом высоком ее уровне, задача общества — бизнес-структур, общественных институтов, СМИ — консолидировать силы по созданию такой системы поддержки юных талантов, которая позволит одаренному ребенку вовремя обнаружить и развить природный потенциал, получить четкое представление, в какой конкретно сфере или отрасли он сможет найти призвание. Эта работа имеет три аспекта, на которых стоит остановиться.
Во-первых, кого из детей считать талантливым или одаренным? В настоящее время в России проживает 29 млн. детей. Конечно, каждый ребенок по-своему уникален. Трудно заранее сказать, кто станет выдающимся ученым или спортсменом. Однако большинство специалистов оценивают количество одаренных детей от 2 до 20% от общего числа. Раскрытие потенциала этих детей по видам одаренности: художественной, творческой, интеллектуальной, социальной (лидерской), двигательной, и будет являться предметом работы с талантливыми детьми.
Второй аспект – методика этой работы. Феномен одаренности породил идею целенаправленного развития детей, имеющих ярко выраженные способности. Не так давно Минобрнауки выступило с инициативой по созданию реестра одаренных детей России. Однако проблемой в организации поддержки одаренных детей остается разобщенность методических, материальных и кадровых ресурсов. Одаренный ребенок может появиться в любом классе любой школы, но как выстроить его индивидуальную траекторию развития знает далеко не каждый педагог. Поэтому необходимое обучение и психологическое сопровождение должны быть оптимально локализованы, а информация о них — доступна.
Вспомним, что в СССР существовала развитая система работы с одаренными детьми, включающая различные организационные и методические форматы – олимпиады, конкурсы, мощную структуру дополнительного внешкольного образования – кружков, клубов и т.п. Сегодня части этой структуры разобщены по уровням управления и финансирования, коммерциализированы, либо попросту упразднены. Целесообразно рассматривать воссоздание подобной системы с учетом современных требований.
Необходимо также проанализировать опыт зарубежных стран и оценить возможность внедрения эффективных его компонентов в российскую практику. Так в США и странах ЕС, где эта работа имеет наибольший размах, существует целый ряд госпрограмм по работе с одаренными детьми (National Talent Support Programs), отдельных проектов, в том числе, с использованием современных информационных технологий, оригинальных организационных форматов (например, советы по поддержке талантов — Talent Support Councils).
Третий аспект – социализация одаренных детей и формирование мировоззренческих ориентаций и ценностей, связанных с созиданием и национальной идентичностью. Индивидуальный подход и целенаправленная работа не исключают, а наоборот – должны этому всячески способствовать.
В книге популярного российского автора описан коварный замысел некой леди, учредившей систему «эстернатов» — специализированных заведений для детей – с целью превратить со временем их выпускников в агентов влияния интернациональной тайной организации. При всей фантастичности этого сценария угрозы подобного рода вполне реальны. Поэтому ситуацию, когда работа с одаренными детьми отдана на откуп иностранным агентам, освоившим масштабный интеллектуальный экспорт из РФ, необходимо исключить.
Должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, действовать меры по сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения, его воспитанию в духе патриотизма и любви к Родине. Современное общество отличает постоянная творческая эволюция, на ход которой зачастую влияют совершенно непредсказуемые факторы. Темп развития современного общества зависит не только от творческого усилия личности и ее способностей, но и от сформированной готовности к восприятию этих изменений, принятию инноваций.
Являясь сегодня объектами государственной политики, уже завтра юные дарования должны стать ее активными участниками – интеллектуальной элитой государства. Станет ли талантливая молодежь источником созидательного креатива, инновационных идей? Каким она увидит вектор будущего развития нашей страны? Это зависит сегодня от нас.