Единственная альтернатива БЦБК – туристическая зона, которая позволит развивать регион после закрытия производства. Таковы планы инвесторов и властей Байкальска. По их мнению, только приток туристов поможет восполнить финансовые потери, которые неизбежно принесет ликвидация градообразующего, но анти-экологичного предприятия. Знаменитая продукция Байкальского комбината. По сути, обыкновенный картон с необыкновенными свойствами. Из него потом делают текстиль и прочнейший углепластик. Он используется в авиационной и космической промышленности. Собственно говоря, это сырье. Но вот дальнейшей переработки в России у этого сырья нет. Поэтому вся продукция Байкальского комбината уходит на экспорт.
История с Байкальским ЦБК — это тот редкий случай, когда экология победила экономику. Пока еще в сумрачных цехах, где практически ничего не менялось со времени запуска комбината, огромные сибирских сосны, размолотые в щепу, а после особым образом сваренные, превращаются в экспортную целлюлозу. Но экологи уже тогда выяснили — хлорная отбелка дает половину вреднейших примесей в сбросах. На комбинате с этим не спорили, но в ответ демонстрировали систему очистки. Байкальский ЦБК был и остается единственным предприятием, сбрасывающим в озеро промышленные стоки — тонны опасных хлоридов, сульфатов, формальдегида.
Одного лишь лигнина — отходов очистки целлюлозы – в воду попадает порядка ста тонн. А ведь на берегу находится еще несколько гигантских хранилищ лигнина, с которым так и не придумали, что делать. «Его надо либо сжечь, либо вывезти. Но вывезти шесть миллионов тонн не на чем и некуда», — говорит директор по производству ОАО Байкальский ЦБК Геннадий Тихонов. Экология – не единственная проблема, которую предстоит решать с закрытием завода. Для пятнадцатитысячного Байкальска комбинат – градообразующее предприятие. Оно формирует бюджет. Дает рабочие места — здесь работает каждый третий житель города. И тепло от единственной ТЭЦ. Впрочем, во взгляде на судьбу предприятия единого мнения нет и среди жителей.
В администрации Байкальска уверены: туризм может стать той отраслью, которая позволит безболезненно вытеснить опасное и устаревшее промышленное производство. «Люди уже кровно связаны с городом. И сегодня говорить о том, что нужно людей взять и увезти, неправильно и бесперспективно. Сегодня уже лучше говорить о развитии города как туристcко-рекреационной зоны» — говорит глава администрации Байкальска Василий Темгеневский. Создание такой зоны с центром в городе Байкальск — сегодня основной план «Внешэкономбанка», выкупившего долги комбината.
«Развитие направления на туризм и отдых. Для Байкала это создание особой экономической зоны с отелями и кемпингами и общим туристическим потоком в 500 тысяч человек», — говорит генеральный директор ООО ВЭБ-инжиниринг Дмитрий Шейбе. В любом случае закрытие производства и переход к новой модели городской экономики займет несколько лет. Большую часть этого времени ЦБК продолжит работать. Экологи обещают не терять бдительности.