Поиск

Платные полеты над Сибирью сохраняются

514 0

Платные полеты над Сибирью сохраняютсяВступление в ВТО не приведет к отмене платы европейских авиакомпаний за полеты над Сибирью. Механизм роялти может быть трансформирован в практику оплаты прав назначенных перевозчиков. По оценкам экспертов, «Аэрофлот» сможет сохранить около 20% от текущей ставки платежей. Одним из вариантов трансформации платежей по транссибирским роялти может стать передача прав на перелет назначенного перевозчика другой компании за определенную компенсацию, сообщил в понедельник «Интерфаксу» руководитель российской делегации на переговорах по вступлению во Всемирную торговую организацию Максим Медведков.

21 октября Еврокомиссия опубликовала сообщение, в котором говорилось о завершении двусторонних переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию. «Мы достигли соглашения по последним двусторонним вопросам, оставляя свободным путь для присоединения России к ВТО до конца текущего года», – приводятся в сообщении слова еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта. В материалах Еврокомиссии сообщалось, в частности, о том, что Евросоюз получил от России гарантии по изменению тарифов на транссибирские перелеты, «которые для европейских авиакомпаний являются дорогостоящими». Изменения должны быть введены в ближайшие недели, отмечает Еврокомиссия.

«Речь идет о том, что в ближайшее время будет подписано соглашение о проведении специальных переговоров о пересмотре действующего соглашения по взиманию сборов за транссибирские перелеты», – уточнил Медведков. Он добавил, что переговоры могут занять около года, а введения изменений не стоит ждать раньше 2013 года. Иностранные авиаперевозчики с 1970 года платят России за транссибирские перелеты. Руководство СССР разрешило зарубежным компаниям летать над Сибирью, предоставляя взамен компенсации национальному перевозчику – «Аэрофлоту». Сумма роялти, которые платят иностранные авиакомпании, не раскрывается. В 2008 году возглавлявший тогда «Аэрофлот» Валерий Окулов говорил, что компания получает около $300 млн и часть полученных денег передается Росавиации и Росаэронавигации.

В ноябре прошлого года глава представительства ЕС в Москве Фернандо Валенсуэла говорил, что после вступления России в ВТО авиакомпании ЕС перестанут платить за транссибирские перелеты. Но, по словам Медведкова, речи о полной отмене сборов не идет – платежи будут модернизированы, что приведет к их снижению. Схема корректировки платежей достаточно сложна: некоторые платежи могут не соответствовать российским обязательствам в рамках Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, уточнил он. В Росавиации вопрос переадресовали в Минтранс. Минтранс сообщили, что разработка новой схемы выплат транссибирских роялти находится «на площадке Минэкономразвития». В Минэкономразвития оперативно не смогли прокомментировать заявление Медведкова.

«Россия взяла на себя обязательство выполнить соглашение о транссибирских сборах, заключенное между ЕС и Россией в 2006 году в соответствии с процессом вступления в ВТО, – заявил «Газете.Ru» официальный представитель Еврокомиссии по вопросам торговли Джон Клэнси. – Соглашение подразумевает, что Россия должна будет вновь обсудить условия отдельных двусторонних соглашений с государствами – членами ЕС. Цель этих соглашений – сделать транссибирские роялти прозрачными и не приводящими к дискриминации иностранных авиакомпаний. Пересмотренные двусторонние соглашения должны вступить в силу не позднее 1 января 2014 года».

Представитель «Аэрофлота» был недоступен для комментария. В немецкой авиакомпании Lufthansa от комментариев отказались. Французская AirFrance и британский перевозчик British Airways не смогли оперативно предоставить комментарий. Евросоюз считает транссибирские роялти «Аэрофлота» нелегитимными, замечает руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но государству важно поддерживать «Аэрофлот», поэтому ничего удивительного в том, что принято решение трансформировать платежи, нет, добавляет аналитик «Открытия» Игорь Краевский.

В транссибирские роялти входит коммерческая составляющая, которую можно тарифицировать и взимать за нее платежи. По рыночным оценкам, коммерческая нагрузка составляет около 20% от нынешних платежей, отмечает Пантелеев. «Ее могут сохранить, но перераспределить в зависимости от той компании, которая является назначенным перевозчиком на маршруте», – говорит Пантелеев.

В середине 2009 года генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял, что без роялти «Аэрофлот» уже шесть лет был бы убыточным предприятием. «Когда Савельев занял пост главы авиакомпании, он поставил задачу сделать так, чтобы «Аэрофлот» не зависел от роялти, – говорит Пантелеев, – По состоянию на сегодняшний день, финансовые показатели авиакомпании говорят о том, что проблема роялти для нее решена и она может развиваться и без них». С новой схемой взимания роялти «Аэрофлот» потеряет часть денег, считает аналитик «Тройки-Диалог» Михаил Ганелин, но может получить господдержку в других областях. «В частности, снижение пошлин на ввоз самолетов», – говорит аналитик.

Комментарии
comments powered by HyperComments