Решение построить первый завод в Тольятти сегодня без преувеличения называют историческим. В честь этой даты в столичном Манеже открывается выставка, на которой будут представлены уникальные машины «Лада», долгожданный народный автомобиль «Лада Гранта», а также редкие фото- и видеоархивы. Валерий Полицыко с АвтоВАЗом по жизни. Сначала 10 лет не вылезал из «копейки», потом «пятерка», «десятка», «Лада Приора». Как там все внутри устроено, он знает до винтика, потому что с 70-х собирал на заводе их сам. И шутка про то, что эти народные автомобили – «инородные» ему обидна. Ведь Тольятти – не Москва а Москва – еще не вся Россия.
«Можно иметь импортную машину. Она будет лучше с точки зрения шумоизоляции, может быть, и с точки зрения комфорта. Но попробуй, купи по цене равную ВАЗу машину. Ведь у нас не страна богачей – что бери и покупай, что хочешь», — говорит заместитель директора сборочно-кузовного производства АвтоВАЗа Валерий Полицыко.
Из 45-летней истории АвтоВАЗа для выставки выбрали 9 моделей. Самая массовая – вишневая «копейка». Та самая, первая. В апреле 70-го в светлое будущее на ней въезжал тольяттинский передовик производства, откатал почти 20 лет и сдал в музей завода со своими же номерами. «Экзотичный марш» – такое ходит не по дорогам, а по болотам и снегу. «Антарктика» — 12 лет зимовала на полюсе. «Калина Спорт» с автографом премьера на капоте. Есть и «десятка» на которой ездил Ельцин, и на которой он не совсем удачно припарковался.
Далее «Приора» — лидер продаж. Совсем юная дочка «Калины» – седан «Гранта». И новинка – «Ларгус» (в переводе «щедрый») универсал. Машина, созданная на платформе с Renault-Nissan и смахивающая на Logan того же Renault, подойдет для страны с демографическим подъемом. Ведь кроме родителей поместятся 5 детей.
Первые «Ларгусы» начнут продаваться следующей весной. И стоить будут от 350 до 450 тысяч рублей. В комплектации – двигатель 1.6, ABS, кондиционер и СD– проигрыватель. В топовой – две дополнительных подушки безопасности. Коробка-автомат в русских машинах появится только через год. «В соответствии со стратегией, которую мы приняли на совете директоров, у нас, фактически, каждый год будет появляться новая модель», — говорит председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ», гендиректор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов.
Пока не значится в ближайших планах концепт-кроссовер. Представить его можно в виде макета из технического пластилина какого-то неприглядного цвета. То, что для иностранных гигантов уже ретро, для российских машин – впереди. Но факт остается фактом – машины АвтоВАЗа лучше всего продаются, компания вышла на прибыль, а в эконом-сегменте начинает конкурировать сама с собой.
«Все ведущие производители выпускают модели в наиболее дешевом сегменте, локализованные в России. То есть, они пошлин по данным автомобилям не платят. Мы прогнозируем, что через год-два конкуренция в этом сегменте очень серьезно ужесточится», — отмечает президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров За этими машинами стоят тысячи автовазовцев — об этом сотни фотографий. Мастеров, сборщиков и первых покупателей. Выставка открыта до конца недели.