Поиск

ЕГЭ по математике можно будет сдать на базовом и профильном уровнях

593 0

Начиная с будущего года, школьники будут сдавать ЕГЭ на базовом и на профильном уровнях – в зависимости от уровня подготовки и выбранного профессионального направления. В этом году, говорят эксперты, серьезных изменений в процедуре сдачи ЕГЭ по математике не будет. В целом, по словам разработчиков тестов, выпускники плохо справляются с решением практических задач и вообще плохо считают без калькулятора. С 2012 года ЕГЭ по математике будет сдаваться на двух уровнях – базовом и профильном. Также не исключена возможность введения двухуровневого ЕГЭ и по русскому языку. Об этом сообщили в четверг на круглом столе, в котором участвовали представители разработчиков контрольно-измерительных материалов (КИМ) по математике, Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), Российской академии образования (РАО) и администраций школ. «Пока что один и тот же экзамен должен сдавать выпускник, который собирается на мехмат МГУ, и тот, кто выбрал гуманитарный профиль.

Но для разных уровней нужны задачи с разными правилами игры, и все это понимают. Одна из задач – создание профильного уровня. По планам, с будущего года он должен быть введен», – сообщил председатель научно-методического совета по математике, член-корреспондент РАН, академик РАО Алексей Семенов. Протестируют новую схему уже в этом году. «В этом году часть регионов уже сдает экзамен по перспективной модели, в которой заложены базовый и профильный уровень», – пояснил руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике 2011-2012 годов Иван Ященко.

Кроме того, разработчики ЕГЭ в ближайшем будущем планируют использовать при сдаче госэкзамена компьютеров. Пока речь идет о ЕГЭ по информатике, но не исключено, что пользоваться компьютером в ближайшем будущем разрешат и при сдаче Единого госэкзамена по другим дисциплинам. «Мы прорабатываем этот вопрос», – сказал директор Федерального института педагогических измерений Андрей Ершов.

По его словам, начать применение компьютеров при сдаче ЕГЭ планируется с 2013 года, и до этого времени специалисты должны убедиться, что все регионы будут технически готовы к подобным нововведениям. В целом же, как подчеркнули участники дискуссии, никаких значительных изменений в процедуре и порядке сдачи ЕГЭ по математике в этом году не произойдет, хотя небольшие корректировки по сравнению с предыдущим годом все же есть.

«В этом году расширился класс прототипов задания, в первую очередь, по геометрии. Упрощены задания С1: если в 2010 году полная задача была на систему уравнений, то теперь там осталось одно уравнение. Задача С5 – теперь одна из более сложных, на систему уравнений. Кроме того, мы постарались чуть-чуть разгрузить арифметический компонент: числа будут покороче», – пояснил суть изменений Ященко.

Говоря об анализе результатов ЕГЭ по математике прошлого года, эксперты сообщили, что хуже всего выпускники справляются с решением практических задач. «Выпускники не могут выяснить: сколько стоит билет с 50% скидкой или какое наибольшее количество сырков по 7 рублей можно купить на 60 рублей», – рассказал глава комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике. Причиной, по его мнению, является неумение старшеклассников прочитать условия задачи и правильно их понять и интерпретировать. 25% ошибок, говорит он, были связаны именно с неправильной трактовкой условий.

«Это повод задуматься о том, что существенная часть математического образования – это в некотором смысле профанация, когда ребенку, не владеющему азами, «втюхивали» якобы математический анализ и изображали процесс обучения, а потом изображали экзамен», – добавил Ященко. Кроме того, много ошибок сдающие ЕГЭ допускают при арифметических вычислениях с отрицательными числами: примерно 20%.

«Многие выпускники элементарно не умеют считать без калькулятора, – сетует академик Семенов. – Мы наблюдаем проблемы начальной школы – с 1 по 6 класс. Важно, чтобы дети умели считать – в уме или на бумажке, как угодно. Понятно, что калькулятор в конце концов придет на экзамен, но это произойдет не сейчас».

По словам Ященко, условно можно поделить выпускников на «сильных» и «слабых» и для каждой группы требуется совершенно разная стратегия подготовки. Для тех, кому не особенно хорошо давалась в школе математика, самый неправильный подход – в последний месяц перед экзаменом бессистемно решать «тренировочные» варианты. «Нужно заниматься более целевым образом, и совершенствовать то, что хоть как-то получается. Лучше поднять процент выполнения понятной задачи с 70 до 90, чем какой-то другой с нуля до 20», – советует он.

Сильным выпускникам подойдет совершенно противоположная стратегия: нужно наоборот ликвидировать существующие пробелы. «Не нужно спешить, времени очень много. Количество заданий, по сравнению с 2009 годом существенно сокращено: тогда их было 26, а сейчас осталось 18», – напомнил Семенов. По его мнению, надо тратить время на проверку: умение находить ошибки – это важный навык выпускника: «Важно не потерять балл на той задаче, которую ты уже решил».

Участники круглого стола еще раз напомнили, что тестовые задачи выложены в открытом доступе на сайтах ФИПИ и Официальном информационном портале единого государственного экзамена – но предупредили, что это лишь прототипы, и на реальных экзаменах числа в задачах и примерах будут изменены.

Комментарии
comments powered by HyperComments