Евросоюз сегодня официально начал проведение стресс-тестов своих атомных станций. Впрочем, сегодняшняя дата является формальной — ряд государств сообщества, в частности, Германия, начали эту работу уже почти неделю назад. Цель стресс-тестов — оценить устойчивость 143 действующих европейских АЭС и всех строящихся реакторов в экстренных ситуациях, сообщает ИТАР-ТАСС. Решение о проведении стресс-тестов было единогласно принято странами ЕС еще в марте после аварии на японской АЭС «Фукусима-1». В течение апреля и мая экспертная Европейская группа регуляторов в сфере ядерной безопасности — ЭНСРЕГ согласовывала методику проведения и критерии стресс-тестов.
Как ранее пояснил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, стресс-тесты европейских АЭС «будут проведены в три этапа — операторами АЭС, национальными атомными агентствами и на европейском уровне — экспертами Еврокомиссии и Совета ЕС». На первом этапе операторы европейских АЭС составят подробные отчеты о ситуации на их станциях по всем пунктам стресс-тестов. «Большая часть подобных отчетов уже существует, но сегодня мы просим операторов проанализировать наихудшие сценарии, даже их комбинации и возможности персонала АЭС и местных экстренных служб по противодействию этим ситуациям», — сообщил в свою очередь руководитель ЭНСРЕГ. Эти отчеты должны быть завершены к 15 августа.
Второй этап включает проверку этих документов национальными агентствами по атомной энергетике странами Евросоюза. Третий этап заключается в изучении этих отчетов и комментариев национальных органов на европейском уровне и подготовку итогового заключения по каждому атомному объекту. «Вся эта работа должна быть завершена к саммиту ЕС, который пройдет в декабре этого года», — подчеркнул еврокомиссар по энергетике.
Таким образом, стресс-тесты будут проводиться исключительно «на бумаге», в виде моделирования кризисных ситуаций. Никаких проверок надежности станций «в полевых условиях» не предполагается, так же, как эта работа не предполагает посещения независимыми экспертами атомных станций, являющихся закрытыми стратегическими объектами.
По словам Эттингера, критерии стресс-тестов включают «проверку надежности атомных станций на случай стихийных бедствий, в частности, землетрясений и наводнений, а также различных техногенных аварий. Кроме того, критерии включают широкий круг рисков, вызванных человеческим фактором — от ошибки оператора АЭС, до терактов на станции или падения на нее самолета. Также планируется проанализировать процедуры, разработанные на каждой АЭС на случай экстренной ситуации, в частности, обеспечение внешнего электропитания критических систем станции, например системы охлаждения реактора».
Сегодня в Европе атомная энергетика существует в 14 странах ЕС, крупнейшая из которых — Франция — располагает 58 станциями, и трех странах, не входящих в сообщество: в России (32 АЭС), Украине (15) и Швейцарии (5). Правительства Германии и Швейцарии уже объявили, что обе страны в течение ближайших десяти лет намерены отказаться от ядерной энергетики, независимо от итогов стресс-тестов. Еврокомиссия пригласила к участию в стресс-тестах страны-партнеры. Как сообщил в ходе визита в Брюссель 25 мая министр энергетики РФ Сергей Шматко, Россия получила «для ознакомления разработанную в ЕС методику стресс-тестов АЭС».
«Мы уже провели свои стресс-тесты атомных электростанций. В июне мы намерены провести экспертную встречу с Еврокомиссией для сравнения наших подходов», — сказал российский министр. Он также подтвердил, что строящаяся АЭС в Белене (Болгария) «в полном объеме пройдет стресс-тесты», что «снимет любые спекуляции о ее надежности».