Население Венеции в первых числах июня возрастает в несколько раз: чтобы увидеть самые последние тенденции в современном искусстве, на арт-биеннале съезжаются тысячи людей — директора музеев, галеристы, художники, журналисты и некоторые голливудские знаменитости. Для публики основной проект биеннале «Энциклопедический дворец», а также 88 национальных и почти 50 выставок параллельной программы открываются в субботу. И это не считая специально подготовленных экспозиций, в том числе Эдуарда Мане, Ай Вэйвэя и Марка Куинна — с площади Сан-Марко прекрасно просматривается увеличенный вариант его скульптуры Элисон Лаппер — художницы-инвалида, чье изваяние несколько лет простояло на Трафальгарской площади в Лондоне.
Многие знания — многие печали. Тем не менее, основные события сосредоточены в национальных павильонах в садах Джардини и многовековом Арсенале — здании, на 50 тысячах метрах которого во времена расцвета Венецианской республики строили и оснащали корабли, а теперь в нем традиционно показывают основной проект биеннале. В этот раз куратор Массимилиано Джони пригласил в Венецию более 150 художников из 37 стран, в том числе Виктора Алимпиева, Николая Бахарева и Евгения Козлова из России.
За основу «Энциклопедического дворца» Джони взял одноименный утопический проект американского художника-самоучки Марино Аурити, который в середине 1950-х годов замыслил выстроить 136-этажное здание на манер Вавилонской башни, где были бы сосредоточены все знания и открытия человечества. При подготовке проекта куратора занимали мысли о том, что человечество всегда стремилось к подобной систематизации и, в конечном итоге, каждый, стремясь к чему-то общему, воображал его по-своему. Выставка показывает вариативность поисков через работы художников прошлого столетия и современных, самоучек вроде шаманов с Соломоновых островов и профессионалов, в том числе Пола Маккарти, Стива Маккуина и Брюса Наумана.
Тон экспозиции задает впервые привезенная в Италию «Красная книга» Карла Густава Юнга — в нее основоположник аналитической психологии на протяжении 16 лет заносил собственные внезапные видения, некоторые из которых еще и иллюстрировал. Собственно, от просмотра выставки возникает впечатление, что ты проник в чьи-то мысли, настолько хаотичными и абстрактными выглядит большинство произведений, будь то инсталляция «Убежище» Евы Котатковой или же объекты Джессики Джексон Хатчинс. Пожалуй, ни на одной биеннале раньше не демонстрировалось столько фотографий и тщательно проработанных графических произведений — например, Ахиллеса Риццоли и Лин Ксю.
Одними из самых эффектных проектов, собирающих множество зрителей, стали гигантская инсталляция Дана Во из привезенного из Вьетнама католического храма колониальных времен, а также проект Павла Альтхамера «Венецианцы». Он состоит из 90 пластиковых скульптур, изображающих полуистлевших людей, застывших в разных положениях, группами и по одиночке. По замыслу художника, они представляют собой призрак Венеции, где 150-летние здания считаются новоделом.
Золотой дождь в Венеции
В павильоне России продолжается начатая на прошлой биеннале традиция показа творчества российских концептуалистов — сейчас там представлен проект «Даная» Вадима Захарова. Для реализации замысла потребовались, в частности, несколько актеров, а также лестница, седло, 50 килограммов арахиса, алтарная преграда, роза и 200 тысяч монет, которые проливаются золотым дождем на зрительниц выставки. По словам Захарова, у его «Данаи» может быть множество трактовок — это и власть денег, и ее бессмысленность, и гендерный вопрос. Одно из объяснений сводится к тому, что в нынешнем мире самое главное — информация, обмен которой и является новым мифом.
«Как Даная была оплодотворена Зевсом, так и мир сейчас оплодотворяется все новой информацией», — резюмирует Захаров. И в этом, хотя и необязательном пункте, российский проект находится в согласии с главной идеей биеннале, выраженной в проекте «Энциклопедический дворец».
Также свои проекты в рамках параллельной программы биеннале показывает Московский музей современного искусства. Как говорит директор ММСИ Василий Церетели, выставка «Трудности перевода» в университете Ка Фоскари продолжает начатую в павильоне России тему показа созданных за последние 40 лет работ российских художников — от Ильи Кабакова до Александра Бродского. Также музей привез в Венецию проект «Катя» Барта Дорсы, рассказывающий личную историю девушки, встреченной американским фотографом.